Тема советской "оттепели" оказалась едва ли не самой востребованной музеями в этом году. Кроме Третьяковской галереи, выставки об этой эпохе подготовили Музей Москвы, ("Московская оттепель: 1953-1968"), ГМИИ им. А.С.Пушкина (проект "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968 годы" будет показан в марте)… А Парк Горького в феврале устраивает на катке вечер в стиле 1960-х…
Проект "Оттепель", над которым Третьяковская галерея начала работать два года назад, стал ответом отчасти на вызов, брошенный ТВ. Об этом, в частности, говорил куратор проекта Кирилл Светляков. Ретросериалы, вызвавшие огромный интерес зрителей, одновременно спровоцировали споры о том, как было "на самом деле", что осталось "за кадром". Музей имеет больше возможностей для того, чтобы артикулировать проблемы и конфликты времени.
Новая урбанистическая реальность (с 1962 года городское население в СССР впервые превысило сельское), переосмысление прошлого и создание социального государства с его идеями массового доступного жилья и формирования нового человека - гармоничного развитого интеллектуала и труженика, мечты об освоении новых пространств, в том числе и в космосе, - найдут отражение в таких разделах выставки, как "Разговоры с отцом", "Лучший город Земли", "Новый быт", "Атом - космос", "Международные отношения", "Освоение", "В коммунизм!"…
В экспозиции, кроме живописи и графики мастеров "сурового стиля" и художников второго авангарда, будут показаны афиши театров и фотографии спектаклей, видеофрагменты фильмов, в том числе - раритетных, а также вещи 1960-х годов из музейных и частных собраний России, в том числе Русского музея и Института русского реалистического искусства (ИРРИ).
Архитектор Владимир Плоткин, который разрабатывал дизайн и структуру выставки, сказал, что для него важно было создать аллюзию на новую застройку городов в 1960-е - со свободной планировкой городских пространств, одинаковыми домами, а также напомнить о пространстве поэтического форума, местом которого были и площадь Маяковского, и аудитория Политехнического музея… Поэтому центром выставки станет площадка, откуда зрителю откроется вид на все разделы выставки. Кроме того, хотелось сохранить дух минималистичного и демократичного дизайна 1960-х, признался Владимир Плоткин. Простые, двухчастные черно-белые стенды напомнят об эпохе, которую отличали не только мощный выплеск творческой энергии и надежды изменить жизнь к лучшему, но и драматизм, и трагические контрасты.
"Нам хотелось представить в структуре ту модель демократической культуры, которая рождалась в оттепельное время, - уточнил Кирилл Светляков, куратор выставки. - В то время, казалось, исчезала иерархия искусств, и дизайн, к примеру, пылесосов и автомобилей, был не менее важен, чем живопись и литература. Поэтому на выставке мы постараемся показать не только политический и шире - исторический контекст эпохи, но и фактуру повседневной жизни. Тем не менее, вещи, которые мы отбирали для экспозиции, важны все же прежде всего для демонстрации идей эпохи".
Трейлер к выставке делал режиссер Алексей Попогребский. Тот самый, который снял фестивальные хиты "Простые вещи" и "Как я провел прошлым летом", а сейчас работает над сериалом "Оптимисты", главными героями которого становятся молодые дипломаты, пришедшие в МИД в начале 1960-х… Сценарий тизера, названного "Признание", написала Анастасия Вучетич. Для нее было важно, чтобы тот "дух свободы, чистоты и юности", который отличал оттепель, почувствовали зрители.
К выставке, которая продлится с 16 февраля по 11 июня, Третьяковская галерея подготовила большую образовательную программу, о которой рассказали молодые сокураторы проекта Юлия Воротынцева и Анастасия Курляндцева. В планах не только лекции, но и поэтический фестиваль "Площадь Маяковского" (в котором участвует театр "Современник") и кинопрограмма "Война окончена".