07.02.2017 12:35
Экономика

Орловским предпринимателям компенсируют затраты на маркетинг

Новые виды поддержки не обрадовали предпринимателей
Текст:  Денис Передельский (Орел)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №26 (7192)
Из бюджета Орловской области малым и средним предприятиям будут компенсировать до 75 процентов затрат по продвижению товаров собственного производства на внутренние и внешние рынки. Однако условия таковы, что воспользоваться поддержкой смогут немногие.
Читать на сайте RG.RU

- Первый критерий - это регистрация и ведение хозяйственной деятельности в Орловской области на протяжении двух лет на момент подачи заявки, - рассказал зампред правительства по экономике Сергей Филатов. - Среднемесячная зарплата должна быть не менее двух МРОТ. А сама организация не должна находиться в стадиях реорганизации, ликвидации или банкротства.

Выдержит ли малый бизнес повышение налоговых ставок

Важно также отсутствие просроченной задолженности по зарплате, налогам и сборам. Сотрудники обладминистрации будут запрашивать сведения в налоговых органах и службе судебных приставов. Если окажется, что на предприятие заведено исполнительное производство, деньги не дадут. Получать такие субсидии разрешено не чаще одного раза в три года.

- Компенсироваться будет часть расходов на организацию и проведение презентаций, - уточнил Сергей Филатов, - промоакций и тренингов для руководства и персонала по продвижению товаров, а также на размещение информации о производимых товарах и на их рекламу.

Чтобы получить субсидию, юрлица обязаны на 25 процентов увеличить за год платежи по налогу на прибыль организаций, а предприниматели - на ту же величину по налогу на доходы физлиц. Также на четверть надо увеличить объем производства. А общая сумма уплаченных за год налогов должна превысить 10 миллионов рублей. Такие требования многим закроют доступ к господдержке. Для большинства малых предприятий они невыполнимы. Мотивация есть, но слабенькая - чем больше перечислил в казну, тем больше субсидия. Если предприятие заплатило налогов на четверть больше, чем годом ранее, то ему компенсируют 35 процентов затрат на продвижение товара. Но если налоги выросли более чем наполовину, то возместят 75 процентов расходов.

Власти подчеркивают, что компенсировать издержки на маркетинговые мероприятия производителям будут впервые. Участие в экономических форумах и выставках, как правило, платное. Расценки за установку стендов зависят от масштаба форума и исчисляются десятками, а порой и сотнями тысяч рублей. Многие отказываются от участия, поскольку выставки увеличивают себестоимость продукции.

Условия получения компенсаций для большинства бизнесменов невыполнимы

Впрочем, новшество не обрадовало бизнес-сообщество. Более того, предприниматели попросили Орловский горсовет народных депутатов выступить с законодательной инициативой о создании федеральной системы управления проектами с набором ключевых показателей эффективности. Она лишит регионы возможности устанавливать свои требования и возводить барьеры.

- Сюда входит увеличение объема производства, налогооблагаемой базы и количества рабочих мест, - говорит депутат горсовета и предприниматель Олег Карпиков. - Также речь идет о едином порядке компенсации затрат на модернизацию и техническое перевооружение, внедрение инновационных технологий и так далее.

Обязательства и так включены в региональные программы господдержки, но в каждой области они разные. Нередко возникают обиды и подозрения. Оставшиеся без субсидий обвиняют коллег в том, что те якобы не выполняют обязательства. Дескать, малым предприятиям и ИП ежегодно выдают десятки миллионов рублей. Они отчитываются о создании сотен рабочих мест, но уровень безработицы не снижается.

- Информация зачастую не проверяется, и рабочие места создаются только на бумаге, - считает Олег Карпиков. - То есть действующая система не решает, например, проблему занятости. Сотни представителей бизнеса, которые получают гранты, субсидии и льготные кредиты, "экономическую погоду" в регионе не делают.

Готов ли малый бизнес в ДФО к переходу на новые кассы

Депутаты горсовета утвердили предложенный бизнес-сообществом проект реформы и обещали направить его руководству области и страны. Он ужесточает требования к получателям субсидий. Бизнес выступает как бы против себя. Но он отталкивается от мысли о том, что система станет эффективной, если за невыполнение обязательств перестанет отвечать бюджет. Авторы документа считают, что часть казенных средств вкладывается в непроработанные бизнес-проекты. А механизм господдержки не учитывает технологические, маркетинговые и форс-мажорные риски. Если предприятие получило субсидию, а затем обанкротилось, снизило объем производства или стало уклоняться от уплаты налогов, то бюджетные деньги, считай, потрачены впустую.

- Средства надо направлять на компенсацию фактических затрат в реально действующее производство, - говорит Олег Карпиков. - При этом риски неисполнения обязательств должен нести бизнес, а не бюджет.

Чиновники возражают: будь система неэффективной, она не была бы востребованной. Но предприниматели выстраиваются в очередь за деньгами, и не только за безвозмездными субсидиями, но и за дешевыми казенными кредитами. Свидетельство тому - ежегодный рост капитализации областного фонда микрофинансирования.

- Он выдает займы в размере до трех миллионов рублей сроком до трех лет, - говорит Сергей Филатов. - Текущий портфель займов фонда составляет 319 миллионов рублей. Кстати, он впервые превысил кредитные портфели крупных банков, работающих с малым бизнесом в нашей области.

P. S.

Власти считают, что новый порядок субсидирования поможет бизнесу в продвижении своей продукции и развитии производства. Сам бизнес в этом сомневается, однако вряд ли откажется от субсидий.

Малый бизнес Орел Центральная Россия