Позиция власти такова: комплексная транспортная схема позволит разгрузить основные улицы. Зависимые от администрации СМИ активно формируют общественное мнение: приводят данные опросов о том, какой процент населения сталкивался с хамством коммерческих извозчиков. Хотя то, что многих водителей маршруток ввиду особенностей их психики и воспитания нельзя допускать до работы с людьми, стало известно не вчера.
Десятилетиями управленцы Волгограда не вмешивались в транспортную ситуацию в городе, фактически пустив дело на самотек. И во всех районах областного центра коммерческие таксомоторы стали единственной возможностью вовремя добраться на работу. Несмотря на более высокую цену проезда в сравнении с автобусами и электротранспортом, маршрутки уверенно выигрывали конкуренцию. Протяженность самого длинного города России делает выбор не таким уж и сложным. Из центра до самого южного, Красноармейского района на маршрутке можно доехать за час. На автобусе время поездки увеличится в полтора-два раза.
Впрочем, сейчас владельцы микроавтобусов решили попридержать цены. Так что проезд на маршрутке сегодня стал даже более выгодным для пассажиров. Например, вне зависимости от расстояния билет на скоростной трамвай стоит 25 рублей, на обычный - 20. Поездка в пределах района на маршрутке - всего 15 рублей.
26 декабря 2016 года в городе открыли четыре новых автобусных маршрута. С 1 февраля - еще три. На линиях работают газомоторные машины, которые поставляет победитель конкурса на обслуживание маршрутов. По информации пресс-службы мэрии, интервал движения в среднем в час пик составляет 7 - 10 минут, в остальное время - 10-15 минут.
Ездить по новым маршрутам будут 164 автобуса. Помимо ООО "ВАП" в Волгограде работает муниципальное ВПАТП N7, которое на текущий момент обслуживает более 30 маршрутов, в том числе восемь опорных. За последние пару лет удалось обновить около половины подвижного состава. По словам директора МУП Алексея Симоненко, в 2015 году было всего 9 миллионов человек, а в 2016-м - уже 14 миллионов.
Трамвайные и троллейбусные направления ежедневно обслуживают соответственно 137 и 188 машин.
- Практика показывает, что новые маршруты удобны горожанам, в наших автобусах отмечается шестикратный рост числа пассажиров: если 6 января автобусами предприятия по новым маршрутам перевезено 1,8 тысячи человек, то 27 января - уже 11,7 тысячи пассажиров, - заявил исполнительный директор ООО "Волгоградский автобусный парк" Гурам Макалатия. - Волгоградцы все чаще делают выбор в пользу комфортабельного транспорта большой вместимости.
Между тем горожане в Интернете уже высказались насчет инициативы властей.
"Я хочу добираться на прежнюю работу из Краснооктябрьского района в Красноармейский, а не искать новую, так как отсутствует общественный транспорт, на котором можно добраться до работы. Власти не предложили жителям города таких же автобусных маршрутов, как у маршруток", - пишет в комментариях к петиции против отмены маршруток Анна Шишатская.
Ей вторит Альбина Валиева:
"С запретом маршруток я буду добираться с пересадками 2 часа вместо 40 минут до места работы, повиснув на поручне забитого автобуса, который будет ходить с интервалом 30 минут от железнодорожной больницы".
Идя навстречу "потребностям жителей", маршрутки уберут с центральных улиц в три этапа: 15 и 30 апреля, а затем 15 мая. Ближайшей весной приговорены 87 маршрутов. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте горадминистрации. Попробуем проникнуться оптимизмом чиновников. К наступлению тепла обещают сформировать общее расписание для всех видов транспорта. И это, безусловно, станет плюсом. Комитетчики так и утверждают, что согласование графиков сделает пересадку (хотя сейчас можно доехать на маршрутном такси от дома до работы напрямую безо всяких пересадок) еще более быстрой и удобной.
- Заметны перемены в лучшую сторону, в первую очередь на это обращают внимание жители, - говорит и, кажется, верит в свои слова первый заместитель главы Волгограда Владлен Колесников. - Сейчас следует обратить внимание на организацию "социальных" маршрутов: для дачников и жителей отдаленных территорий, а также провести обучающую программу вежливости среди водителей и кондукторов, усилить информирование.
Обещают, что вспомогательных маршрутов останется несколько десятков. Предусмотрены общие остановки для стыковки с основными линиями. Периодически кто-нибудь пытается поднять вопрос о развитии железнодорожного и водного транспорта для вытянутого вдоль Волги Волгограда, имеющего на значительном участке лишь одну автомагистраль, это самый скоростной вариант. Представители власти всякий раз соглашаются с этим, но дальше дело так и не идет.
Дмитрий Веркин, председатель городского комитета транспорта, промышленности и связи:
- Комплексная транспортная схема является рабочим, живым документом, в который при необходимости вносятся коррективы. Главная задача - обеспечить качество и безопасность пассажирских перевозок. Исходя из потребностей жителей города, в схему вносятся изменения. В том числе мы готовы открывать новые пассажирские маршруты, поскольку одна из основных задач КТС - повышение транспортной доступности удаленных районов.
Юрий Белоусов, директор Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда:
- Я отношусь к новой транспортной системе негативно. Власть лжет, что маршрутки останутся. Уберут практически все, только основную часть полностью, а другим изменят схему движения. Новая сеть непрофессионально продумана. В чем было преимущество маршруток? Сел в Красноармейском районе и проехал через весь город до Спартановки. Новая схема подразумевает разрывы. Теперь доставка из пункта А в пункт В станет возможна лишь через С. И наши и так небогатые волгоградцы будут терять не только время, но и деньги из-за пересадок. Новый игрок должен был влиться в конкурентную среду. И сами граждане голосовали бы за удобство и безопасность.