Вот DC с Warner Bros. Корпят все чего-то над своей киновселенной, мучаются, брови хмурят, комиксы теребят, но выходит в лучшем случае "Отряд самоубийц" (или в худшем - "Бэтмен против Супермена"). А потом приходят ребята из Lego, приносят с собой Сета Грэм-Смита (который "Городость и предупреждение и зомби" написал), два вагона пластиковых кубиков и говорят: "Сейчас мы вам покажем, как надо". И, что характерно, показывают.
Датские родители желтомордого лилипутского народца не одно поколение взрастили на своем полимерном детском наркотике и не одно состояние сколотили. А потому точно знают, в отличие от некоторых, чего зритель хочет. Зритель хочет Джокера - вот вам Джокер, и не в гомеопатических, а в нормальных дозах. Зритель хочет больше злодеев - вот вам Загадочник, Харли Квинн, Бэйн, Двуликий, странный парень, стреляющий кетчупом и горчицей, Годзилла, Кинг Конг, Волдеморт, Саурон, Дракула. Нет, это не шутка, там правда есть все перечисленные. Но постмодернистскому левиафану все мало. Нужно больше эклектики, больше культурных отсылок, больше иронии. Ирония должна быть повсюду. И она повсюду.
Бэтмен в интерпретации мультфильма - одновременно все Бэтмены киноэкрана: нолановский, снайдеровский, тимбертоновский, вплоть до Адама Уэста. И все они подведены под общий знаменатель, разумеется, ироничный. Здешний Темный рыцарь - самодовольный затворник, упивающийся своей неимоверной крутостью, но за ней, как за ширмой, скрывающий беспросветное одиночество, которое он не в силах преодолеть из-за детской травмы (если кто вдруг не знает, его родителей убили) и как следствие - страха перед привязанностью к кому-либо, будь то друг или супротивник. Отсюда - еще одному переосмыслению подвергаются взаимоотношения Бэтмена и Джокера, болезненно и трогательно-эмоционально переживающего отказ первого считать его своим главным врагом.
На этих коллизиях строится простой сюжет, выводящий в финале мораль "без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много", но "Лего Фильм: Бэтмен" прекрасен совсем не этим, а своей беспредельной развлекательностью, которая над сюжетом тотально доминирует. Этому развеселому балагану наряженных в цветные костюмы беспалых человечков с квадратными ногами и трапециевидными туловищами, кажется, только мешает вынужденная необходимость оглядываться на аудиторию 6+ и на людей, знакомых с персонажами комиксов понаслышке.
Было бы интересно провести такой эксперимент: запустить на сеанс человека, сознание которого не замутнено соприкосновением с миром воображаемых чубриков в масках, и понаблюдать, какие с ним произойдут метаморфозы. Не исключено, что всех причастных к эксперименту потом посадят за антигуманность. Но это все вообще-то не важно. Какие могут быть серьезные претензии к фильму, суть являющемуся рекламой продукции компании Lego (к слову, выпустившей по случаю специальные наборы)? Никаких. Варианта тут только два: расслабиться и получить удовольствие от полутора часов специфических шуток и радостного мельтешения или проигнорировать - и ничего не потерять.
4.0