Первый такой форум проводился в австрийском Брегенце в 2010 году, где состоялась мировая премьера "Пассажирки" в постановке Дэвида Паунтни...
Андрей Устинов: Дэвид Паунтни продвижением опер Вайнберга по мировым сценам вернул внимание к этому имени. В Москве премьера партитуры "Пассажирки" в полуконцертном варианте состоялась в 2006 году под руководством Вольфа Горелика. В прошлом году вместе с варшавским Институтом Адама Мицкевича мы сделали большой проект в Екатеринбурге, включавший театральную премьеру "Пассажирки". В процессе подготовки этого проекта открылась проблема восстановления достоверной биографии Вайнберга.
Биографию Вайнберга представят на форуме?
Андрей Устинов: Биография, над которой работает Антонина Клокова (Германия), частично будет издана в материалах конференции. Мы также представим три неопубликованных письма Вайнберга Шостаковичу и часть писем Вайнберга Ольге Рахальской, его второй жене. Надеемся, что петербургское издательство "Композитор" успеет выпустить сигнальный экземпляр Концертино для виолончели с камерным оркестром Вайнберга. Незадолго до своей смерти Вайнберг отдал ноты Концертино Манаширу Якубову с пожеланием их исполнить. Но исполнены они не были и остались не обозначенными в списке опусов Вайнберга. Во время форума состоится мировая премьера этого сочинения.
Почему в России интерес к творчеству Вайнберга активизировался лишь после того, как его "Пассажирка" прошла по многим сценам мира?
Андрей Устинов: Существует мнение, что Вайнберг был забыт, выброшен на периферию. Это не совсем так. Он умер в 1996 году: в эти годы вообще мало кого помнили. Менялось время, страна, люди, появлялись новые композиторские имена - Шнитке, Денисов, Губайдуллина. Они несли новые идеи, стиль, язык и, безусловно, вытесняли предыдущие поколения. Что касается "Пассажирки", Освенцим поменял мировоззрение людей в ХХ веке, и Европа бесконечно думает о том, что она натворила и что можно сделать для культуры и человечества. Мы этот период воспринимаем не менее болезненно.
Причина интереса в мире к Вайнбергу - и его исключительная биография. Это был побег от смерти, начиная с предков - дедов, которые погибли в кишиневском погроме в 1903 году. Родители Вайнберга обосновались в Варшаве, где он родился, учился, потом бежал от нацизма в СССР. Вся семья его погибла в концлагере. Он женился на дочери Соломона Михоэлса: в 1948 году убивают Михоэлса, а в 1953 году арестовывают его самого. Но Вайнберг при этом никогда не был непризнанным композитором. Его играли первые музыканты страны - Давид Ойстрах, Кирилл Кондрашин, Эмиль Гилельс, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев и другие. И он был совершенно уникален, потому что мог писать оперы, симфонии, камерную музыку, мюзикл, музыку для военного оркестра, для цирка, для мультфильмов, для кино.
Форум представит не только исследовательские доклады, но и фестиваль музыки Вайнберга?
Андрей Устинов: У нас будут тематические дни с "круглыми столами", посвященные операм "Идиот", "Пассажирка", теме "Мечислав Вайнберг: Идентичность - Биография - Личность", состоятся встречи с Дэвидом Паунтни, Зофьей Посмыш, по чьей повести написана "Пассажирка", выступит вдова Вайнберга Ольга Рахальская. Дочь Вайнберга Анна, живущая в Канаде, прислала нам удивительные строчки: ноты песенки, которую Вайнберг написал для своей внучки в 1988 году. Эту рукопись никто не видел, и мы издадим ее в сборнике материалов конференции. Наш форум выходит за рамки научной конференции. Мы представим три российских оперных спектакля и три концерта камерной музыки Вайнберга, в программах которых состоятся мировые премьеры.