В храм пришли петербуржцы всех возрастов - от мала до велика. Многие взяли с собой детей, кто-то пришел с грудными младенцами.
Сам крестный ход перед началом Великого поста, возглавляемый клириками прихода, включая ключаря собора протоиерея Алексия Исаева, растянулся почти по всему периметру Исаакия. Когда первые хоругвеносцы уже возвращались к северным воротам, хвост процессии только заворачивал за угол с другой стороны.
Богослужение и крестный ход прошли без эксцессов - у наблюдавших за порядком полицейских практически не было работы.
Супруги Ирина и Алексей не только взяли с собой двух сыновей - 13-летнего Дмитрия и двухлетнего Лазаря, но и позвали на крестный ход друзей. Правда, 16-летняя дочка Анна осталась дома готовиться к празднованию дня рождения.
- Мое мнение: храм должен принадлежать церкви. Как быстро нужно его передать, не знаю. Но в любом случае - к чему затягивать? Чем дольше будет идти процесс, тем больше опасность возникновения лишних волнений, - поделилась Ирина с корреспондентом "РГ" . - Мне кажется, что причина протестов - инерционное мышление: некоторые люди просто привыкли, что это музей. Не все религиозные. У меня родители верят, но они воспитывались и росли в советские времена, поэтому они сложившуюся ситуацию воспринимают немножко двояко. А мы своих детей воспитываем уже в православной вере.
По мнению супругов, опасения за судьбу сотрудников Исаакиевского собора в связи с его передачей несколько надуманны.
- Это такой чисто материалистический подход - думать не о каких-то нравственных, возвышенных, духовных ценностях, а о чем-то бытовом, - заметила Ирина. - В принципе мы не против того, что сюда приходят туристы. Просто порой возникают такие моменты бескультурья - скажем, даже сегодня фотографы пробегали между священником и алтарем, когда идет причастие. А вот иностранцы достаточно пристойно себя ведут, и не сказала бы, что отвлекают.
Анна и Кирилл приходят в Исаакиевский собор каждое воскресенье - правда, обычно служба собирает куда меньше людей. На руках у Анны - полугодовалый Дмитрий.
- Я всегда считала Исаакиевский собор собственностью церкви. Ничего не имею против музейной деятельности, но храм все-таки должен быть в первую очередь храмом. Неприятно, что вокруг всего этого раздули ненужную шумиху, - говорит Анна. - При этом я уверена, что после передачи в соборе практически ничего не изменится - во многом это чисто номинальный акт, восстанавливающий справедливое отношение к собору.
Как известно, в будущем вход в собор предложили сделать бесплатным. Впрочем, у Кирилла есть свои соображения на этот счет.
- Я не эксперт, но по-моему было бы разумным оставить платным вход для организованных экскурсионных групп, - размышляет он . - А индивидуальное посещение сделать бесплатным. Ведь невозможно сразу на глаз определить, кто пришел - турист в музей или верующий в храм. Поэтому тот, кто хочет прослушать экскурсию, тот может записаться за деньги, а простые люди пусть заходят свободно.
По словам Анны, раньше туристы мешали, а теперь стало гораздо больше порядка.
- Честно говоря, не знаю, с чем это связано, но в свое время они приходили большими группами, галдели на весь храм, щелкали вспышками прямо во время литургии. Сложновато было, - вспоминает собеседница "РГ". - На мой взгляд, те, кто боятся передачи храма церкви, просто немного дезинформированные люди. Они почему-то ожидают, что здесь начнет происходить что-то ужасное: например, сюда больше не пустят без черной юбки. Просто многие не понимают, что происходит. Вы сами могли убедиться - пускают всех. Тут очень приветливые люди. Служат теперь каждый день, священники здесь свои - я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы кого-либо выгнали за "неподобающий вид". Все очень милые.
Литургия еще шла, когда музей распахнул свои двери для туристов. Австрийцы Кристиан и Мария вместе только накануне прилетели в Петербург и первым делом воскресным утром отправились в Исаакиевский собор - с помощью гида-переводчика они поделились своими впечатлениями с корреспондентом "РГ".
- Мы сами лютеране, поэтому православное богослужение для нас очень интересно, - сказал Кристиан. - Смущает ли это нас? Нисколько. Было бы странно возмущаться тем, что в храме молятся - для этого он и построен. Честно говоря, я не задумывался о том, должен ли собор принадлежать церкви - главное, что он открыт для всех, и, как мне сказали, будет и впредь. Конечно, во время литургии необходимо соблюдать необходимые приличия, однако культурный человек соблюдает их везде, а веру нужно уважать.
После окончания крестного хода люди еще долго стояли под стенами Исаакиевского собора, фотографировались с детьми и улыбались - жизнь продолжается.
Между тем
После полудня возле собора прошло мероприятие противников передачи храма церкви, заявленное как встреча с депутатами. Горожане собрались в сквере возле Исаакия, а затем около часа дня встали у храмовой ограды, оставив свободными вход, выход и дорогу к кассам. Полиция обеспечивала порядок и регулировала поток пешеходов на переходе.
Ближе к двум часам люди переместились обратно в сквер. Встреча прошла без происшествий, и через час собравшиеся начали расходиться по домам. Несколько человек попытались устроить акцию в самом соборе, но ее прервала полиция. Обошлось без эксцессов - работники Исаакиевского собора уговорили людей покинуть храм.
Крестный ход около Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге