Тему защиты транспорта от хакеров подняли не случайно - проблема зреет давно, причем одновременно с развитием технологий. Автомобили, поезда, суда напичканы электроникой, которую могут взломать в любой момент. Такая же опасность может подстерегать и самолеты: они автоматизированы больше и давно стали настоящими летающими компьютерами.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) даже разработала рекомендации, как обеспечить кибербезопасность в небе. Многие считают, что лайнер - это замкнутая система, но он "общается" с другими самолетами, диспетчерами и пассажирами.
Эксперты выявили несколько уязвимостей самолетов. Первая - Интернет на борту. Многие авиакомпании предлагают пассажирам воспользоваться Wi-Fi, а в ряде самолетов в спинку сидений даже встроены мониторы. Все это является частью информационно-развлекательной системы самолета. И знающий пассажир может "взломать" систему для управления полетом, предупредил эксперт в области ИТ Станислав Фесенко. Самое безобидное, что может сделать хакер, - изменить высоту полета. Но даже это может привести к столкновению с другим самолетом. Поэтому эксперты настаивают на том, чтобы разорвать связь между развлекательными системами на борту и компьютером, который управляет полетом.
Вторая уязвимость - системы автоматического зависимого наблюдения, вещания (АЗН-В). Эта технология активно развивается и в России, и в других странах. Она позволяет пилотам в кабине самолета и авиадиспетчерам на наземном пункте "видеть" движение воздушных судов и получать аэронавигационную информацию. Она имеет ряд "дыр", считает главный конструктор радиоэлектронных систем Государственного научно-исследовательского института авиационных систем Эдуард Фальков. Например, из системы можно "стереть" самолет, его никто не будет видеть, что может создать угрозу столкновения. Либо, наоборот, можно сделать видимость в небе несуществующего самолета и таким образом отвлечь внимание диспетчеров и экипажи судов, которые летят по тому же маршруту. И поэтому, настаивает Эдуард Фальков, нужно шифровать информацию о полетах и переговоры пилотов с диспетчерами.
Кроме того, Россия на международном уровне предлагала создать сеть авиационного Интернета, с помощью которой самолеты в небе будут "общаться" друг с другом. Это поможет в поиске пропавших бортов через записи информации других самолетов или потока данных, которые они передавали в момент исчезновения судна в центр организации воздушного движения.