На фоне введенных Западом антироссийских санкций сильная сторона алтайской экономики - диверсифицированность отраслей производства и несырьевая направленность - получила дополнительный стимул для развития. К примеру, производственные предприятия края вполне эффективно обеспечивают внутрирегиональную потребность в котлах, котельном оборудовании и механических приспособлениях (их доля в товарной структуре импорта сократилась на 15,5 процента), а также в электрических машинах и оборудовании (удельный вес снизился в три раза).
По данным таможенников, в прошлом году внешнеторговые операции осуществляли 679 зарегистрированных участников внешнеэкономической деятельности (в 2015-м их было 702). Сократилось количество стран, с которыми сотрудничают алтайские компании. Снижение экспорта в стоимостном выражении связано с уменьшением объемов вывоза древесины и изделий из нее, а также вагонов, запасных частей для железнодорожного подвижного состава в страны СНГ. В то же время в страны дальнего зарубежья Алтайский край, наоборот, нарастил поставки древесины и изделий из нее, а также увеличил экспорт семян льна, рапса, цисты артемии и сухих окостенелых рогов.
Президент Алтайской торгово-промышленной палаты, член правления ТПП РФ Борис Чесноков называют сложившуюся ситуацию "моментом истины": действительно, эффективные, востребованные российской и глобальной экономикой предприятия не только выжили, но и упрочили позиции, показывают уверенный рост.
В частности, алтайская компания "Юг Сибири" (крупный игрок на перерабатывающем рынке) ввела в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод. Значительный интерес к маслам растительного происхождения в последнее время проявляет Китай. Что касается торговли мукой и крупой, то в Пекине уже почти десять лет работает представительство "Алейскзернопродукта". Рынок Поднебесной привлекает и других зернопереработчиков - в 2016 году вывоз масличных семян и плодов вырос в три раза, продуктов животного происхождения (цисты артемии, сухие окостенелые рога) - в 1,6, жиров, масла животного или растительного происхождения - на 13,8 процента.
Если говорить о предприятиях, ведущих свою историю еще с советских времен, то продолжают поддерживать экспорт на стабильном уровень "Кучуксульфат", производящий сульфат натрия для предприятий целллюзно-бумажной, стекольной и химической промышленности, и Барнаульский патронный завод, выпускающий для американского рынка спортивно-охотничьи патроны. Радует, что в последние годы на внешние рынки стали выходить новые игроки.
- Успех, как правило, сопутствует тем, кто начинает с внутреннего рынка, - подчеркивает Борис Чесноков. - Они находят на нем свою нишу и поначалу ни о каком экспорте не думают. Классический пример - майонезный завод в Барнауле. Его создатели в 1990-е годы вовсю торговали завезенным товаром, а затем поняли: пора организовать собственное производство. Когда оно заработало, встал вопрос о расширении ранка сбыта. Сейчас барнаульская майонезная продукция распространяется по всей Сибири - от Тюмени до Красноярска. Но, подчеркиваю, изначально никто не создает компанию с целью выхода на отдаленные рынки.
В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести ряд примеров. Компания "СиСорт" выпускает фотосепараторы для очистки и сортировки зерна и семян. Все началось с изучения потребностей рынка и покупки импортного оборудования, но в какой-то момент предприятие занялось сборкой собственных фотосепаратов, ориентируясь на лучшие зарубежные образцы. Сейчас барнаульцы продают свою продукцию не только по России, но и в зарубежные страны, в том числе в Германию. Компания "Полимерпласт" сегодня выпускает больше половины полимерной изоленты, производимой в России, и продает ее не только в РФ, но и в странах СНГ.
Зимой 2016 года одно из российских аналитических агентств сообщило, что сконструированные и собранные в Барнауле мотоциклы RACER стали самыми продаваемыми в стране, опередив по объему реализации такие бренды как китайский IRBIS, немецкий BMW и японская YAMAHA. Производство организовано на территории Алтайского моторного завода, и в него входят три технических цеха по сборке мототехники и собственное конструкторское бюро. В Казахстане барнаульские мотоциклы занимают уже восемьдесят процентов местного рынка продаж, идут поставки и в Беларусь.
Еще один пример - компания "Одуванчик", отметившая в прошлом году всего пять лет. Выпускаемые ей присадки к топливу пользуются спросом как в зауральских регионах России, так и бывших среднеазиатских республиках СССР. Если вначале "Одуванчик" закупал эти присадки в Китае, то теперь он их намерен туда продавать. Более того, компания начала производить собственные растворители.
Рецепт успеха новых экспортеров прост - скрупулезный расчет, ставка на высококлассных специалистов и новые идеи, а также бережливое производство. Эти компании не содержат гигантские цеха и раздутые штаты, зато у всех задействованы энергосберегающие технологии и четко выстроено налоговое администрирование.
- В крае на протяжении последних лет наблюдается положительное внешнеторговое сальдо - продаем больше, чем покупаем. Да, в 2016 году произошло небольшое снижение товарооборота: по объективным причинам упал импорт. Но в этом есть позитивный момент - многие предприятия в поисках необходимого оборудования начинают размещать заказы на отечественных заводах и при этом предъявляют серьезные требования к качеству. И механизм импортозамещения начал работать. Когда баррель нефти стоил сто долларов и выше, можно было ни о чем не беспокоиться, но сейчас, когда выросли ставки по кредитам и банки вынуждены строже оценивать возможности заемщика по возвращению средств, упала покупательская способность, рынок "просел", надо много и системно работать, жить по средствам. На мой взгляд, в крае понимание этого есть - как в местном правительстве, так в бизнес-сообществе. Поэтому я с оптимизмом смотрю на перспективы региона, в том числе и на внешнеторговые, - отметил Борис Чесноков.
Кстати
Ведущими торговыми партнерами Алтайского края выступают Китай, США и Узбекистан. Их суммарная доля в общем стоимостном объеме внешнеторгового оборота в 2016 году составила 55,9 процента.