Прежде всего - о динамике. Итак, в прошлом году россияне купили 284,2 тысячи автомобилей российских марок, это 21,6 процента от всех реализованных на рынке машин, подсчитали в информационно-аналитическом агентстве "Автостат".
При этом последние 4 года в основном наблюдалась негативная динамика. Лишь до 2012 года включительно доля продаж отечественных автомобилей в нашей стране превышала 20 процентов. Самый негативный был 2014 год, когда проданные "исконно" российские машины заняли только 17 процентов рынка. Впрочем, 2013 год был не намного лучше - в том году доля зафиксировалась на отметке 18 процентов.
Впрочем, с 2015 года, на фоне усиления кризиса и дальнейшего падения российского рынка, этот показатель стал расти. "Доля продаж иномарок в прошлом году впервые за последние несколько лет опустилась ниже отметки в 80 процентов", - напоминает "Автостат".
"В кризисные периоды спрос смещается в сторону отечественных моделей, которые стоят дешевле. Поэтому их доля растет, а у иномарок она снижается", - объясняет такую динамику представитель "Автостата" Азат Тимерханов.
Прежде всего стоит подчеркнуть - сейчас на рынке уже нет чисто российских автомобилей, которые бы целиком были собраны из наших отечественных комплектующих, развивает тему исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.
"Всегда в любой "нашей" машине есть иностранные нелокализованные детали. Как, кстати, и в любой иномарке, которая сходит с российского конвейера, достаточно высока доля российских деталей", - уточняет эксперт.
Россия - часть глобального мира, она участвует в мировом разделении труда, напоминает Сергей Удалов, "и в результате, по сути, уже сейчас довольно сложно точно и определенно сказать - что такое российский товар и что такое нероссийский".
Что же до позитивной динамики, связанной с ростом продаж машин российских марок, то у нее есть две стороны, уверен эксперт.
Если говорить о позитивной стороне, то рост производства, безусловно, оказывает положительное влияние на рынок, на экономику конкретного региона, где делают автомобили, на экономику тех регионов, которые поставляют для сборки комплектующие.
"То есть с точки зрения развития производства, развития экономики России в целом увеличение доли российских машин в общем объеме проданных можно оценить только положительно", - констатирует эксперт.
И продолжает, что негативный момент в этой новости тоже есть.
Вторая сторона медали заключается в том, что машины российских марок в целом дешевле, чем иностранные. И рост их популярности у автолюбителей говорит не только о выросшем качестве производства, но и о снижении платежеспособного спроса у населения.
"Многие не готовы купить иностранный автомобиль, пусть и собранный в нашей стране. Поэтому и обращают внимание на российские марки, выбирая модель, что называется, не по мечте, а по кошельку", - резюмирует Сергей Удалов.