Исследования, проведенные российскими учеными, показали высокое содержание в продуктах переработки волжских сланцев не встречающегося в природе в чистом виде стратегически значимого металла рения.
Рений в качестве сплава с другими металлами используется в авиационной, космической, атомной промышленности. В частности, он применяется при изготовлении авиационных двигателей. Еще один вариант использования - в качестве катализатора в нефтехимической промышленности. Мировая потребность в рении составляет 40-50 тонн в год, нашей страны - около пяти тонн. Крупнейшими поставщиками металла на мировом рынке являются Чили (там он вырабатывается из газа на молибденовых рудниках), США и Казахстан, причем собственниками производства там тоже являются американские компании.
По словам начальника отдела Всероссийского научно-исследовательского института химической технологии (ВНИИХТ) Василия Кольцова, в настоящее время нашей стране доступ к рению на мировом рынке перекрыт, для нужд отечественной промышленности используется металл, уже находящийся в обороте.
В связи с такой ситуацией отрабатывалась технология получения рения из газов на вулкане Кудрявый на острове Итуруп. Однако организация производства в труднодоступных условиях на Курильских островах оказалась экономически невыгодной. Кроме того, выяснилось, что содержание рения в газе, вырабатываемом из волжских горючих сланцев, на порядок выше.
Как объяснил Василий Кольцов корреспонденту "РГ", пока подтверждение высокого содержания рения в горючих сланцах получено в небольших опытных партиях, для отработки полноценной технологии производства требуется исследование на серьезных объемах сырья.
Во ВНИИХТ исследовать волжские горючие сланцы начали с подачи своих коллег из другого научно-исследовательского учреждения - НИИграфит, которое разрабатывает технологию получения из сланцев кокса. Это еще один ценный производственный жаропрочный материал, который широко используется в промышленности, строительстве, медицине, например для изготовления более прочных, чем титановые, графитовых стержней. Потребность в нем российской экономики составляет около трех тысяч тонн ежегодно. Однако сам кокс в силу сложившихся еще во времена СССР производственных связей завозится также из-за границы - из Эстонии, где его получают из местных сланцев.
По словам начальника управления научно-технического развития НИИграфит, доктора технических наук Натальи Бейлиной, раньше волжские сланцы не рассматривались как сырье для получения кокса из-за высокого содержания в них серы, однако сейчас разработаны новые технологии, которые позволяют решить эту проблему.
В Поволжье сланцы залегают на глубине от нескольких метров до нескольких десятков метров от поверхности. Однако карьерные и шахтные способы их добычи, по мнению специалистов, являются экономически невыгодными, потому что сланцы располагаются тонкими пластами, и при такой добыче образуется много пустой породы.
Поэтому при извлечении сырья планируют использовать относительно новую технологию, запатентованную 12 лет назад. Эта бесшахтный метод, когда полезные ископаемые измельчают буровой установкой под землей в пластах и транспортируют на поверхность с помощью промывочной жидкости. По мнению одного из авторов разработки, директора Перелюбской горной компании Валерия Илясова, российская технология обладает рядом преимуществ и более безопасна в сравнении с американским методом гидроразрыва, который используется для добычи горючих сланцев. Рядом преимуществ, в том числе экологических, она обладает и если сравнивать ее с традиционными способами добычи: исключается образование отвалов пустой породы, откачка подземных вод на поверхность. Поскольку люди не спускаются под землю, снижается производственный травматизм.
В настоящее время по проекту проведен весь комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, построена одна буровая установка. Предполагается, что на испытательном полигоне будет создан комплекс из трех установок и одного перерабатывающего модуля, который позволит получать сланцевые газ, нефть и цемент. Стоимость такого комплекса, по расчетам ученых, сопоставима с оборудованием одной нефтяной скважины и составит 150-200 миллионов рублей. А общая стоимость инвестпроекта оценивается от полумиллиарда до 800 миллионов рублей. При условии извлечения из сланцевого газа рения и при переработке сланцевой нефти в коксы рентабельность такого производства может достигать 40 процентов.
- Протокол о намерениях о промышленном выпуске буровых установок подписан с руководством одного из машиностроительных предприятий Саратова, - рассказал Валерий Илясов.
Вопросы создания испытательного полигона по получению рения и кокса из горючих сланцев обсуждались в конце прошлого года на заседании совместного Научно-технического совета ряда научных учреждений, относящихся к Росатому: АО "НИИграфит", АО "ВНИИХТ", АО "АРМЗ". В начале февраля проект был представлен на заседании Высшего экономического совета Саратовской области.
Сейчас рассматриваются несколько вариантов финансирования. Как считает Наталья Бейлина, реализовать идею как бизнес-проект едва ли сразу получится, поскольку для российского частного бизнеса у него высокий срок окупаемости - более пяти лет. Один из вариантов - создание сначала опытно-промышленного производства на средства господдержки через Минобрнауки РФ. На втором этапе может быть создано предприятие на принципах частно-государственного партнерства с участием средств федерального и регионального бюджета и частных инвестиций. В то же время правительство региона намерено подготовить обращение в Министерство промышленности и торговли РФ для получения господдержки.
Однако для начала работ еще необходимо получить лицензию на разработку части Коцебинского месторождения горючих сланцев. Инициаторы инвестпроекта намереваются решить этот вопрос в текущем году.