26.02.2017 21:46
Культура

В Мариинском театре поставили монооперу по "Запискам сумасшедшего"

В Мариинском театре поставили монооперу по гоголевским "Запискам сумасшедшего"
Текст:  Ольга Штраус (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №40 (7206)
В Мариинском театре состоялась премьера монооперы "Записки сумасшедшего". Текст Гоголя, положенный на музыку в 1963 году студентом Московской консерватории Юрием Буцко, прозвучал на редкость актуально.
Читать на сайте RG.RU

А полвека назад после первого исполнения оперы педагогу Юрия Буцко Сергею Баласаняну был сделан выговор, и начинающий композитор был вынужден покинуть его класс. Это изумляет, потому что "ничего такого" ухо сегодняшних слушателей в музыкальном тексте произведения не находит. Напротив! Распевная ариозная манера, тонкое сочетание богатого обертонами баса с фальцетными вскриками и внезапным переходом на шепот звучит очень современно, заставляя слушателя ни на минуту не отвлекаться от трагической истории бедного чиновника.

В Большом театре поставили оперу Мечислава Вайнберга "Идиот"

Буцко изъял из текста Гоголя всю чертовщину, экcцентрику, абсурд, оставив слушателя один на один с печалью маленького человека. Но молодой режиссер Глеб Черепанов (это его первая работа в Мариинском театре) свой спектакль гоголевской эксцентрикой как раз насытил. Его Поприщин (в великолепном исполнении молодого вокалиста Дмитрия Гарбовского) - "маленький человек" не только в привычном, литературном смысле. Он маленький - как мал ребенок перед жестоким "взрослым" миром. Один мой знакомый шестилетний мальчик на вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, отвечал: "Военным клоуном". Просто ребенку очень нравилась красота офицерской формы и радостная атмосфера цирка: хотелось совместить. Вот и этот спектакль поставлен про такого "военного клоуна".

Герой с выбеленным, нарисованным лицом, словно Белый клоун, в финале и вовсе превратится в бедного Пьеро

Все действие в нем происходит на цирковой арене, по которой разбросаны плюшевые звери и оловянные солдатики, а вокруг, как в артистических уборных, развешаны мундиры генералов да начальников. По ходу спектакля в эти костюмы будут обряжаться партнеры главного героя. Филипп Евич и Андрей Горбунов играют на пару десять бессловесных эпизодических персонажей, в том числе и дочку директора департамента, в которую влюблен Поприщин, и ее собачку. А сам герой, с выбеленным и нарисованным лицом, словно Белый клоун, в финале и вовсе превратится в бедного Пьеро. И длинные рукава смирительной рубашки до слез напомнят костюм незадачливого любовника всех мальвин мира.

Одиннадцать эпизодов спектакля показывают шажки от милой чудаковатости к полному безумию, что проходит гоголевский герой. И так знакомые сердцу каждого человека сиюминутные обиды и "печальки", нанизываясь одна на другую, образуют замкнутый круг, откуда уже нет возврата. В эпилоге героя сложат, как ненужный реквизит, в цирковой ящик. И небрежная резолюция зафиксирует: "В утиль". Но послевкусие спектакля убеждает: собственно же наших классиков списывать в утиль рановато.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад