26.02.2017 11:03
Экономика

Проект строительства Багаевского гидроузла на Дону потребует доработки

Эксперты Открытого правительства рекомендовали не спешить со строительством
Текст:  Александр Гавриленко (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Спецвыпуск: Инвестиции №40 (7206)
Один из самых громких инфраструктурных проектов юга России - строительство Багаевского гидроузла на реке Дон - нуждается в дополнительной проработке из-за высокого экологического риска. Так считают члены Экспертного совета при правительстве России.
Читать на сайте RG.RU

Багаевский гидроузел должен быть построен к 2020 году, чтобы повысить уровень воды в нижнем Дону. Тогда река сможет пропускать крупнотоннажные корабли с экспортными грузами, в основном это продукты переработки нефти. Однако местные жители и общественники считают, что возможный экономический эффект несопоставим с тем уроном, который будет нанесен Дону и его акватории. С ними согласны и многие ученые: уникальная местная флора и фауна будут уничтожены, вода подтопит огромные заповедные территории, поселки и земли сельхозназначения. По их словам, только прямой имущественный ущерб местным жителям и бизнесу составит сотни миллионов рублей.

- В список пострадавших попадут не только люди и дикая природа, но и зарождающийся здесь экотуризм, - говорит один из местных активистов, предприниматель и общественный деятель Юрий Малик. - Берега Дона, которые будут подтоплены, окружены живописным лесом. Это примерно 15 миллионов деревьев в прибрежной узкой полосе. Чтобы их выкорчевать, потребуется около 45 миллиардов рублей. А если не трогать, только по берегам после разлива Дона будут стоять миллионы сухих погибших деревьев. Здесь хотят делать курортный регион. Но представьте себе эти пейзажи: берега в такой воде зарастут камышом, зацветут сине-зеленые водоросли, большую часть года над рекой будет стоять неприятный запах. Так говорят ученые, и их никто не опровергает.

Багаевский гидроузел поможет решить проблемы маловодности Дона

Кроме экологических, члены Открытого правительства поставили под сомнение и экономические расчеты проекта, согласно которым к 2020 году грузооборот по реке Дон вырастет до 18-19 миллионов тонн. Сегодня, по разным оценкам, главная водная артерия Ростовской области способна обеспечить перевозку лишь 12-13 миллионов тонн грузов.

В правительстве Ростовской области считают, что плюсов от строительства Багаевского гидроузла все равно будет несоизмеримо больше. Прежде всего, он поможет обеспечить жителей региона питьевой и технической водой. Цимлянское водохранилище, откуда берет начало нижний Дон, обмелело и уже не набирает своей проектной отметки. По данным Минприроды России, оно считается самым незаполненным искусственным водохранилищем страны. Из-за этого до критически низкой отметки упал и уровень реки. Под удар попали сельское и рыбное хозяйство, промышленное производство. В прошлом году из-за дефицита воды в шахтерских территориях несколько раз власти вводили ЧС. Новочеркасская ГРЭС была вынуждена проводить аварийные остановки. Из-за обмеления нескольких участков реки были ограничены габариты водных путей. В маловодные годы это может привести и к полному прекращению судоходства для крупнотоннажного флота, говорят в правительстве региона. Из-за низкого уровня реки в акваторию Дона "с другого конца" уже стала заходить соленая морская вода.

Однако сам по себе Багаевский гидроузел вряд ли изменит эту ситуацию, отмечают эксперты. По заключению проектных компаний, которые анализировали проблему, для реального увеличения пропускной способности Дона необходимо реализовать сразу несколько крупномасштабных проектов, включая спрямление русла реки ниже Кочетовского гидроузла и перенос железнодорожного моста в Ростове-на-Дону, иначе эффект будет незначительным.

К 1 марта специалисты подготовят перечень основных потенциальных опасностей, исходя из которых заказчики проекта (Росморречфлот, Азово-Донская бассейновая администрация и Минтранс России) должны будут скорректировать свой план сохранения окружающей среды.

Инфраструктура Ростов-на-Дону Юг России