Напомним, что 9 декабря 2016 года был объявлен импичмент Пак Кын Хе, которую парламент до окончательного решения Конституционного суда отстранил от власти. Параллельно была создана группа спецпрокурора, который начал расследование всего скандала. Срок полномочий спецпрокурора истекает 28 февраля, а продлить его мог президент или исполняющий его обязанности человек.
Надо подозревать, что Хван Гё Ану решение запретить дальше работать спецпрокурору далось нелегко. Во-первых, спецпрокурор действительно смог сделать многое, выявив факты нарушений в самых разных сферах и на самом высоком уровне. Во-вторых, большинство корейцев действительно настаивают на продолжении следствия. В-третьих, закон это позволяет.
Однако правящая Партия свободной Кореи, где доминируют сторонники Пак Кын Хе, отказалась обсуждать вопрос о продлении полномочий спецпрокурора. Это мог бы сделать и.о. президента Хван Гё Ан, но он подтвердил репутацию преданного Пак Кын Хе человека, отказавшись сегодня пойти на это. Таким образом 28 февраля станет последним днем работы группы спецпрокурора Пак Ён Су.
Это сразу же вызвало бурю негодования, так как слишком очевидна стала попытка не дать работать следователям, которые "слишком многое раскопали". Оппозиция взорвалась негодованием. Самый популярный политик из оппозиционного лагеря Мун Чжэ Ин, который является наиболее вероятным претендентом на пост следующего президента, назвал решение Хвана "вызовом народу и демократии". Другой оппозиционный лидер Ан Хи Чжон был еще более красноречив: "Если у человека есть совесть, то он не стал бы запрещать продление работы спецпрокурора". Другие политики от оппозиции высказались в стиле "на вору и шапка горит", назвав эти шаги признанием правительством своей виновности. В Интернете же теперь правящему лагерю обещают "воздать по заслугам" на ближайших выборах.
Правда, насколько можно судить, только словами тут дело не ограничивается. Как стало известно, завтра представители всех четырех оппозиционных политических партий намерены собраться, чтобы начать инициативу с целью вынесения импичмента уже и.о. президента премьер-министру Хван Ге Ану. Одновременно будет рассматриваться вопрос о повтором начале расследования спецпрокурором.
28 февраля планируется обсудить технические вопросы, а сами инициативы будут продвигаться в ходе сессии парламента в начале марта.
Отметим, что с формальной точки зрения парламент может отстранить и и.о. президента, если наберет более половины голосов депутатов в поддержку. Однако по этим двум вопросам есть некоторые расхождения. Одна из нынешних оппозиционных партий - Правильная партия - откололась от правящей. Хотя депутатов ПП нельзя назвать "фан-клубом Пак Кын Хе", но они по своей сути консерваторы, чем отличаются от трех "традиционных" оппозиционных сил - Демократической партии "Тобуро", Народной партии и Партии справедливости.
Представители ПП уже заявили, что они не уверены в целесообразности объявления импичмента еще и премьеру, хотя с повторным инициированием работы спецпрокурора согласны. В этой связи ПП решила отложить свое окончательное решение на один день. Однако при необходимости Хван Гё Ана можно будет отстранить силами даже трех оппозиционных партий, у которых в общей сложности 166 мандатов в 300 местном парламенте. Впрочем, правящая партия говорит, что раз отстранить будут пытаться де-факто президента, то надо не менее двух третей или не менее 200 голосов. Юристы же пока озадаченно чешут головы, соглашаясь, что интерпретировать все можно и как "импичмента премьеру" и как "импичмент президенту". Беспрецедентная для политической истории Южной Кореи ситуация.
В любом случае Южную Корею ждет очень динамичный март. Помимо возможной отставки еще и премьера, а также возобновления работы спецпрокурора ожидается 10-13 марта и решение Конституционного суда по вопросу об импичменте Пак Кын Хе. Правда, как предсказывают эксперты, досрочное отправление Пак Конституционным судом в отставку может заставить оппозицию забыть об остальных инициативах. Тогда им придется думать о победе на досрочных выборах, а до Пак сможет уже "добраться" и обычная прокуратура, так как в случае окончательной отставки она утратит свой президентский иммунитет от уголовного преследования.