Первые шаги в этом направлении Москва начала делать полтора года назад, напомнил мэр. Тогда в школах открылись первые медицинские и инженерные классы. "Сегодня это уже масштабный проект, в котором участвуют сотни школ и учеников, - добавил Собянин. - Мы ставим задачу вывести предпрофессиональное обучение на новый уровень. Во-первых, по охвату старшеклассников, а во-вторых, по качеству подготовки". Для этого, подчеркнул мэр, в школах открыты лаборатории и есть необходимое оборудование, включая ноутбуки, интерактивные доски и столы. К примеру, для 62 школ, готовящих будущих медиков, город в этом учебном году закупил приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, тренажеры для промывания желудка, учебные электрокардиографы и другие аппараты. Все это, говорят учителя, поможет школьникам освоить более 20 курсов. В их числе - основы микробиологии, биохимия, анатомия, нанотехнологии в медицине.
Инженерные классы уже открыты на базе 148 школ. К проекту присоединились 16 вузов и более ста предприятий, включая "Росатом", "РусГидро", корпорацию "МиГ". Как рассказали в департаменте образования, более девяти тысяч учащихся углубленно изучают физику, математику и информатику. Вдобавок к этому они посещают прикладные курсы: компьютерное черчение, 3D-моделирование, альтернативную электроэнергетику и основы нанотехнологии. В прошлом году в 50 школ было закуплено учебное оборудование на 1,5 млрд рублей. Появились, например, атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, лазерные рулетки.
По словам главы департамента образования Исаака Калины, первый этап проекта почти завершен: в этом году из школ выйдут первые выпускники инженерных и медицинских классов. "Наша задача - не количественно расширять проект, а качественно, - пояснил он. - Самое главное на сегодня - соединить возможности вузов, интересы предприятий и возможности школ". В апреле - мае будущие медики и инженеры, добавил Собянин, будут сдавать предпрофессиональный экзамен, включающий компьютерное тестирование и практическую работу. Им предстоит защитить проект или решить практические задачи. Оценивать ребят будут представители профильных вузов и работодатели.
Впервые столичные школьники участвуют и в предпрофессиональной олимпиаде по инженерно-конструкторскому и технологическому направлениям. Подобные проекты, уверен ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко, оворят о востребованности инженерного труда в Москве. Он предложил включить олимпиаду во Всероссийский перечень, чтобы ее участники могли получить бонусы при поступлении в вузы. По его словам, нужно также втрое увеличить количество баллов, которые ученик профильного класса может набрать за портфолио.
Ректор политеха предложил открыть в Москве и новые профильные классы. По его мнению, на базе медицинских и инженерных классов можно было бы создать классы под условным названием "медицинская инженерия". Интерес к ним у школьников был бы очень высок, уверен Николаенко.
Собянин: Школы помогут детям выбрать профессию