Почти бесплатно
Звонок в дверь застал в разгар рабочего дня. На пороге стоял доброжелательно улыбающийся молодой человек в костюме и галстуке.
- Здравствуйте, завтра в торговом центре открывается акция по продаже нашей продукции, - начал он. - Приглашаем за покупками.
- Спасибо, не надо. - Я хотел захлопнуть дверь.
- Подождите, - остановил он меня. - В честь акции вам подарок. Вот, на выбор: фен, овощерезка и набор ножей.
- Точно подарок? - усомнился я.
- Абсолютно. Вы что выбираете? - он протянул мне три коробки.
Быстренько проведя мысленную ревизию имевшихся в доме вещей, я выбрал ножи.
- И не забудьте пригласить друзей и знакомых, - сказал он, вкладывая мне в руку коробку.
- Обязательно. Спасибо большое! - ответил я и собрался закрыть дверь, но молодой человек жестом остановил меня.
- Маленький нюанс. Завтра этот набор будет стоить тысячу рублей, а сегодня мы отдаем его за 500.
- Так это подарок или нет?
- Конечно, подарок. Я же 500 рублей вам сейчас дарю!
Вернув набор, я захлопнул дверь. Выйдя через 15 минут из дома, я с удивлением увидел, как уже не улыбающегося, а растерянного молодого человека вместе с его коробками забирал наряд полиции. Видимо, "подарочная акция" сильно не понравилась кому-то из соседей, у которых он успел побывать после меня.
"Приедем в течение часа"
Прошло несколько месяцев, история забылась и вспомнилась недавно, когда так же неожиданно раздался телефонный звонок.
- Вам звонят из Водоканала. По нашим сведениям, ваши счетчики на воду исчерпали ресурс и требуют замены. Вы когда их устанавливали?
Попытался вспомнить, но не смог. Равно как и то, где лежат их паспорта. Голос на том конце провода попросил пройти к счетчикам и прочитать марку и цифры в нижнем ряду.
- Точно! - радостно воскликнул он. - Требуют замены. Наш мастер выедет к вам в течение часа и все сделает.
- Подождите, - начал лихорадочно соображать я. - Через час меня не будет дома. Давайте на следующую неделю. Это бесплатно?
- Нет, к сожалению. Но мы сделаем вас скидку. 1950 рублей с установкой за один счетчик. Мы вам позвоним на следующей неделе.
Такие траты не входили в мои планы. Растерянно попрощавшись, я позвонил в Водоканал, чтобы выяснить, на какой срок можно отложить замену счетчика. Когда я пересказал содержание разговора, там не удивились и сказали, что звонили мошенники: заменой счетчиков они никогда не занимались.
Все стало ясно, но ситуация заинтересовала. Я решил довести дело до конца и дождаться звонка от "представителей" Водоканала. А до этого времени выяснил, сколько стоит в Кирове счетчик вместе с установкой. Оказалось - от 1500 рублей. То есть мне предлагали даже не скидку, а "накрутку" почти в полтысячи.
В означенный день мне вновь позвонили из "подрядной организации". На этот раз разговор оказался более чем короткий. Стоило мне переспросить, какое отношение они имеют к Водоканалу, там сначала пустились в путаные объяснения, а когда я сказал, что счетчик может служить не менее 12 лет, просто бросили трубку.
"Вам пытаются купить телефон"
Как и два предыдущих, следующий звонок также застал врасплох. На этот раз на сотовый позвонил молодой человек, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что с моей карты пытаются списать 17 тысяч за покупку телефона. Чему я сильно удивился, поскольку такой суммы на карте на данный момент просто не было. Выслушав с разочарованием мой ответ, он вежливо попрощался, сообщив, что в таком случае они сделку аннулируют.
Я сообщил сотрудникам банка номер, с которого звонила "служба безопасности", - как и следовало ожидать, это были мошенники. Мой рассказ записали, и теперь этим номером занимается уже реальная служба безопасности. А также предупредили, чтобы ни в коем случае на этот номер не звонил и не откликался.
Когда я рассказал о "службе безопасности" знакомым, выяснилось, что моя история не уникальна. По словам кировских полицейских, больше всего обращений кировчан связано именно с дистанционным мошенничеством через соцсети и мобильную связь. В этом случае непосредственного контакта потерпевшего и преступника не происходит и в момент совершения мошенничества их могут разделять тысячи километров.
Типичные способы дистанционного обмана
"Родственник попал в беду"
Мошенник сообщает, что ваш близкий родственник попал в ситуацию, связанную с нарушением закона (драка, ДТП).
Для ее разрешения необходимо выплатить определенную сумму, за которой придет посредник.
"Пришлем предоплату"
Цель мошенника - получить теми или иными способами конфиденциальную информации о банковской карте потерпевшего.
Преступники звонят людям, разместившим объявления о продаже чего-либо (чаще всего на "Авито"), предлагают предоплату и просят назвать реквизиты банковской карты.
"Ваша карта заблокирована"
Используется SMS с ложной информацией о проблемах с картой.
Позвонившему сообщают, что произошел программный сбой и для его устранения необходимо сообщить конфиденциальную информацию о банковской карте.
Вредоносные программы
Сейчас получили распространение хищения с банковских счетов без участия потерпевших, являющихся пользователями услуги "мобильный банк" и устройств сотовой связи на базе операционной системы android и winmobile.
При переходе по ссылке на какой-либо интернет-ресурс на смартфон потерпевшего устанавливается приложение, которое дает возможность осуществлять банковские операции без ведома хозяина. При этом блокируется поступление от банка SMS с информацией о проводимых операциях.
Павел Шмыров, начальник отделения по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области:
- Уберечься от мошенничеств подобного рода в принципе несложно, потому что любое такое преступление становится возможным лишь при активном "содействии" со стороны самого потерпевшего. Достаточно просто не передавать деньги неизвестным, не сообщать информацию о своем счете посторонним. Следует критично относиться к чересчур выгодным предложениям о покупке или продаже товаров и всякого рода выигрышам в лотереи. И если подключена услуга "мобильный банк", лучше для этого использовать сим-карту в телефоне без выхода в Интернет. Это дает практически полную гарантию.
Что же касается случаев с "подарком" и водосчетчиками, доказать, что это было покушение на мошенничество, практически невозможно. С натяжкой можно квалифицировать лишь как навязывание услуг. Но сначала нужно заключить договор на услугу и каким-то образом составить доказательную базу. Сделать это практически нереально, так что простейший способ защиты здесь - не поддаваться на уговоры.
Александр Петухов, кандидат политических наук:
- Поток информации, в том числе и рекламной, провоцирует многочисленные неврозы у человека. Его мозг перегружен, эволюционно неприспособлен обрабатывать такие объемы, что создает благоприятные условия для манипуляций сознанием, а следовательно, и для мошенников.
Образованность и высокий интеллект лишь формируют особые запросы, но не защиту от навязанных стереотипов. Образы успешного мужчины или женщины неразрывно связаны с потреблением определенных продуктов (машин, косметики, например).
Уровень давления и погружения в неблагоприятную информсреду с учетом Интернета настолько высок, что шанс "пройти мимо" незначителен. Нам создают конкретные ролевые модели, удобные с потребительской точки зрения.
Возможная защита (кроме выключения из информполя) - наличие неких личных установок, убеждений, поведенческого стержня, сформированных воспитанием, образованием, религией, работой над собой. Этот ориентир дает шанс пробиться сквозь современные "джунгли" информации с минимальными потерями для здоровья и кошелька.