Форум изначально задумывался как не только и не столько о зерне, сколько о ситуации в российском АПК в целом, и из года в год круг обсуждаемых на нем тем расширялся. В 2017-м дискуссионная площадка приросла специальной сессией "Юго-восточный вектор российской зерновой торговли". Cудя по тому, какой интерес она вызвала и какие серьезные эксперты выступали, она будет постоянной.
Разобраться на месте
В юбилейном форуме, проводимом при поддержке минсельхоза РФ, участвовало более 30 российских и зарубежных экспертов, свыше 200 представителей 140 компаний из шестнадцати регионов России и четырех зарубежных стран.
- Для Сибири и Дальнего Востока эта зерновая конференция наиболее представительная, - отметил заместитель председателя ВЭБ Андрей Клепач (в 2008-2014 годах - замминистра экономического развития и торговли РФ). - Когда я работал в министерстве, форум давал возможность разобраться в некоторых вопросах буквально на месте. Я видел позицию зернопереработчиков и экспертов, это играло свою роль в работе по вопросу железнодорожных тарифов, очень важному для таких сибирских регионов как Алтайский край, Омская и Новосибирская области. Зерновой рынок сложнее и глубже, чем, например, фондовый, потому что за ним стоят предприятия с длинным циклом, на который влияет масса факторов - та же погода. Поэтому аналитика здесь очень важна.
Сегодня дефицита качественного продовольственного зерна в стране однозначно нет, однако наблюдается небывалый разброс цен на пшеницу III и IV классов, и непонятно, что будет дальше. Еще одна особенность текущего аграрного сезона состоит в краткосрочности зерновой интервенции, которую провело государство. По выгодной для крестьян цене было закуплено менее миллиона тонн. Существенного влияния на экспортеров и зернопереработчиков эта интервенция, к сожалению, не оказала - цены, объявленные государством, на рынке не удержались. И на этот обвал наслоилась волатильность курса рубля.
Отдельный блок вопросов прозвучал на сессии, посвященной торговле со странами Юго-Восточной Азии. Насколько наши представления о Китае соответствуют текущей действительности, не устарели ли они на пять-десять лет? В какой период своего развития вступила Поднебесная? Какая продукция из России на самом деле нужна потребителям КНР? В чем секрет успешного продвижения на китайский рынок растительного масла? Не лучше ли переориентироваться на другие перспективные для зернопереработчиков страны Юго-Восточной Азии?
Как "трясет" Алтай
А еще нет ясности в том, ждать ли от государства продолжения зерновой интервенции.
- Однажды я охарактеризовал Алтайский край как "бычье-медвежий угол зернового рынка России", - вспоминает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. - Это от биржевых терминов: "быки" играют на повышение, "медведи" - на понижение. Имелось в виду, что Алтай "трясет", здесь сильная ценовая динамика - продукция то сверхдорогая, то сверхдешевая.
По прогнозу гендиректора ИКАР, снижение цен на продовольственную пшеницу III и IV классов в Западной Сибири может продолжиться, а исключение составит лишь зерно с высоким содержанием клейковины. Перспективы начала зерновых интервенций в ближайшее время эксперт оценивает как нулевые. Кстати, в феврале представители минсельхоза РФ заявляли, что предпосылок для возврата к интервенциям пока нет. Тем не менее у многих зернопроизводителей все же сохранятся призрачная надежда на возобновление закупочных торгов.
После завершения в декабре 2016-го государственных торгов на рынке зерна, закупочные цены на пшеницу резко упали. В прошлом году на Алтае, к примеру, стоимость пшеницы III класса в среднем составляла 11,38 тысячи рублей, в феврале 2017-го - уже 9,2 тысячи, а цена пшеницы IV класса снизилась на 870 рублей. При этом в южных регионах России и на экспортных площадках отмечается укрепление цен на зерно (на юге страны тонна пшеницы III класса стоит свыше 10,5 тысячи рублей). По официальным данным на 1 января 2017 года, запасы зерна в Алтайском крае составляли более четырех миллионов тонн, в том числе пшеницы - свыше двух миллионов. Сезонные колебания цен негативно отражаются на работе сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций.
- Стабильно высокие урожаи - это, конечно, успех, но такие успехи теряют смысл, если нет ясности, что делать с урожаем. Особенно если это ведет к обвалу цен на произведенную продукцию, - уверен первый вице-премьер правительства Алтайского края Александр Лукьянов.
Год оживления
Но, пожалуй, главный вопрос, который волновал участников конференции, касался общего состояния российской экономики: чего ожидать дальше? Андрей Клепач дал сдержанно-оптимистический прогноз:
- Нынешний год - год оживления российской экономики. Продолжится рост в сельском хозяйстве, хотя и более низкими темпами. Прогнозируется подъем в промышленности. От инвестиционного спада, который наблюдался последние несколько лет, в 2017-м мы должны перейти к росту инвестиций. Правда, пока перелома здесь не произошло. Тем не менее предпосылки для этого имеются - финансовые ресурсы у предприятий есть.
По словам Клепача, в отличие от многих других секторов (промышленности, транспорта), где произошло сокращение господдержки, в сельском хозяйстве объем финансирования со стороны государства в последние годы оставался достаточно стабильным - от 240 миллиардов рублей.
- В 2017 году он пока меньше, но я полагаю, что будут приняты дополнительные решения - может быть, уже весной, особенно в части поддержки посевной кампании и хранения товарных запасов зерна. Это уже обсуждается в правительстве. Тогда уровень господдержки сельского хозяйства сохранится на уровне прошлых лет.
Как сообщил в беседе с корреспондентом "РГ" вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман, проект следующей, XI Зимней зерновой конференции начнет создаваться уже через десять дней после окончания нынешней.
- Здесь собирается особая публика. Мне нравится открытость сибиряков и уральцев. Если у них что-то накипело, то выскажут в глаза. Бывало, участники спрашивали с экспертов за то, что они говорили на предыдущем "зерновом Давосе". И с меня спрашивали, - добавил к этому гендиректор аналитического центра "ПроЗерно" Владимир Петриченко (именно он является автором неформального названия форума в Белокурихе).
Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза:
- Зерновое производство - основа сибирского продовольственного комплекса и наиболее крупная подотрасль сельского хозяйства. Нелишне напомнить, что самые большие посевные площади в России у Алтайского края. Здесь расположен самый крупный мукомольный кластер в нашей стране. Потенциал роста АПК в Сибири чрезвычайно высок, но он не реализуется по причине неразвитости рынка сбыта. Надеюсь, конференция поможет выработать меры по обеспечению ликвидности сибирского зерна.