Прямоугольные классы и парты, расставленные строго по линейке (между рядами - ровно 60 см, расстояние от доски до первой парты - 2 м 60 см, а от последней парты до стены - от 70 до 100 см), родом из СанПиНов. А те, в свою очередь, написаны с опорой на типовые проекты зданий и немецкую модель преподавания - учитель стоит у доски и вещает истины классу. Для каждого предмета - свой кабинет. Окна - слева, двери - справа. Не поверите, есть школы, где завучи накануне 1 сентября ползают под столами с линейкой и вымеряют все до сантиметра. Иначе комиссия Роспотребнадзора может оштрафовать.
Сегодня требования к школе меняются гораздо быстрее СанПиНов. Ученики теперь делают не только домашние задания, но и проектные работы, участвуют в квестах и интеллектуальных играх, после уроков идут в кружки и секции. Примерно пять миллионов дополнительных мест в классах надо для того, чтобы перевести все российские школы в первую смену. И еще два миллиона - чтобы переселить все школы из аварийных зданий в современные.
В стране примерно 15 тысяч школ, износ которых составляет 50-70 процентов. Большая часть этих зданий была построена в 60-70-х годах по типовым массовым проектам. В этих школах нет душевых, бассейнов, кабинетов психолога, помещений для внеклассной работы. А иногда, не поверите, столовых и даже нормальных туалетов.
Современным школам нужны классы-трансформеры, где первым уроком можно проводить физику, вторым - химию, а третьим, скажем, биологию. И учесть, что в классе может быть ученик на инвалидной коляске, с нарушением зрения или слуха, для которого потребуется организовать особое рабочее место. Вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки.
Нужно продумать, как организовать пространство для мини-групп, которые работают над проектом, где организовать место для тьютора. По мнению экспертов, новые проекты должны дать школе свободу в цветовом оформлении помещений, смягчить требования к оформлению и расстановке мебели...
В московской школе "Созвездие" много лет назад начали экспериментировать с расстановкой парт и оформлением помещений. В начале 90-х годов школа вошла в программу "Одаренный ребенок" и многие занятия там проводились в классах, где парты стояли не в ряд, а кругом. В одной из школ Нижневартовска учителя ставят под углом два крайних ряда - расстановка напоминает кусок круглого пирога. Есть школы, где педагоги в порядке эксперимента ставят парты в шахматном порядке. Ученикам, к слову, это не очень нравится - списывать трудно. Некоторые учителя рисования, если есть такая возможность, стараются посадить каждого ребенка за отдельный стол, чтобы творчество в прямом смысле было индивидуальным.
- Замечательно, если в школе есть диваны, места для отдыха и индивидуальные парты для каждого ученика, которые можно переставлять, как удобно детям. В моем классе стоит диван. На переменке выстраивается очередь, чтобы посидеть на нем. Я видела открытые уроки, когда учителя ставили парты в один рад. Детям очень нравятся такие эксперименты. Они снимают напряжение и психологически разгружают детей, - рассказала учитель русского языка и литературы школы N 71 Ижевска Татьяна Меньшикова.
Эксперты предлагают идти по пути модульных школ и разработать пакет готовых модулей для строительства. Эта работа поручена Московскому государственному строительному университету. Будет разработано около десяти разных типов модулей: учебные, спортивные, арт-модули с залами свободной планировки, которые можно легко переоборудовать в выставочные и конференц-залы.