1 Скажите ребенку, что книга - это квест, а читатель - сыщик, который должен разгадать этот квест. По своей натуре ребенок был и остается во все времена исследователем. Чем не квест необычные современному слуху реалии - "страсбургский пирог" из "Евгения Онегина" или почему Чичиков в "Мертвых душах" Гоголя "выпил бутылку кислых щей"? Почему действие романа "Преступление и наказание" происходит в летнюю жару, в душном Петербурге? Почему у Толстого не "запрягают", а "сопрягают"? В каждой книге таких "почему" сотни.
2 Когда вы читаете дошкольникам или младшим школьникам вслух, то прервитесь на самом интересном моменте, пусть интрига останется до следующего раза, тогда ребенок сам потянется за книгой на следующий вечер.
3 Ребенку нужно рассказать, что в книге он легко может встретиться с самим с собой, найти в себе черты какого-то известного героя: "Я лучше Наташи Ростовой - она же "не удостаивает быть умной", "Мне бы такую смелость, как у булгаковской Маргариты". Спросите у ребенка, какие черты героя или героини он хотел бы "присвоить" себе.
4 Как правило, комментарии, которые даются в конце большинства изданий, не настолько интересны, многие читатели устают постоянно в них заглядывать. Лучше всего, когда у произведения есть целая энциклопедия, в которой доступно объясняется то, что сегодня непонятно. И снова ребенок будет разгадывать квест. Пояснения Юрия Лотмана к пушкинскому знаменитому роману в стихах ("Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий") - это погружение во время, когда было написано произведение. Балы, дуэли, женские увлечения, день светского человека - прочитав об этом, десятикласснику точно будет интереснее читать Пушкина. Если "Легенды и мифы Древней Греции" - это фильм, снятый в формате 2D, то "Занимательная Греция" Михаила Гаспарова - это фильм в 3D. Он понятнее, увлекательнее, подробнее: подвиги Александра Македонского, рекорды олимпийских игр, театр и архитектура. Так что мифы лучше отложить, а начать с Гаспарова.
5 К литературе может приучить живопись - через визуальный комментарий к произведению. В современной школе, когда программа сильно "раздута" и часов на ее изучение не хватает, об этом забывают. В стихотворении "Воспоминания в Царском Селе" Пушкин назвал Екатерину II "Минервой росской". Почему? Многие августейшие дамы XVII-XVIII веков представлялись художниками и поэтами в обличье богини мудрости Минервы. Где это можно увидеть? На портретах Марии Медичи, Анны Австрийской, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
6 Показывайте пример: читайте книги и покупайте их, не боясь, что они займут слишком много места в доме.
Евгения Абелюк
...Российское образование школьников не щадит. Порой тексты, через которые ученик должен "продираться", как через "кошмарный сон", сложны и для самого искушенного, тренированного читателя. Согласитесь, проза Ф. Достоевского и А. Платонова, стихи О. Мандельштама и И. Бродского - все это непростое чтение. Часто чтение не по возрасту. Или тяжелое эмоционально... Вот почему всегда остается вопросом, захочется ли российскому гражданину вернуться к "школьной" классике.
А ведь во многих странах школьники не читают сложную литературу. Мне это наглядно показал один случай. В течение 10 месяцев гостила в нашей семье школьница из США, ученица одной из лучших школ штата Орегон. Моя американская дочка усердно учила русский язык (вернее, она продолжала это делать: начало было положено еще в Штатах), а я с не меньшей ревностью подсовывала ей книжки русских писателей. Но в один прекрасный день Эрин взбунтовалась...Что же возмутило американку? Наша сложная, а часто еще и трагическая, литература...
По давно сложившейся традиции у нас принято думать, что читать для развлечения можно и дома, вне стен школы. В школе же, под руководством учителя, следует читать и изучать (анализировать, толковать) сложную классическую литературу.
Заметьте: безличные формы "принято думать" и "следует" фиксируют практику, существующую столетиями... Однако сомнения в ее правильности все же возникают и то и дело высказываются. Чтобы попытаться эти сомнения преодолеть, стоит разобраться, чем такая традиция вызвана. Я ответила бы на этот вопрос так: стремлением привить молодому человеку читательскую культуру, научить его внимательному чтению. А это возможно только при обращении к сложной литературе.