Речь идет о возможном расширении полномочий ассоциации "Турпомощь", которая в свое время создавалась для экстренной помощи россиянам за рубежом. В 2015 году после катастрофы с российским самолетом только из Египта ассоциация вывезла 89 тысяч человек. Сейчас ее функции сведены к поддержке клиентов обанкротившихся турфирм. Кроме того, с января 2017 года "Турпомощь" занимается формированием фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма. Этот фонд создается для каждой компании отдельно за счет ежегодного взноса туроператора - он составляет один процент от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год. Деньги должны идти на выплаты туристам, если не хватило туроператорской страховки.
Ранее глава Ростуризма Олег Сафонов заметил, что логично было бы применить ту же схему к туроператорам, занятым путешествиями по России. То есть наравне со всеми обязать их пополнять фонды персональной ответственности. В ведомстве объясняют необходимость дополнительных гарантий на внутреннем рынке ростом числа туристов. По подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР) в 2016 году количество граждан, путешествующих по России, выросло на 15 процентов по сравнению с прошлым годом как в самостоятельном так и организованном сегментах. В 2015 году, по данным Росстата, зафиксировано 50 миллионов поездок по стране.
Однако у экспертов идея вызывает массу вопросов. Во-первых, любая дополнительная финансовая нагрузка на игроков рынка не лучшим образом скажется на стоимости путевок. Исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова считает, что в этом случае отдых в России может заметно подорожать.
"Для отечественных курортов это явно плохой сценарий. Наши здравницы и без того постоянно повышают цены, тогда как иностранные отельеры готовы давать скидки, только бы россияне к ним ехали. Для сравнения: спрос на заграничные путевки предстоящим летом по акциям раннего бронирования вырос на 20 процентов, а внутри страны - только на 5-8 процентов", - говорит собеседница "Российской газеты".
За прошлый год, по данным АТОР, соотечественники потратили на поездки по стране на 88 процентов больше, чем годом ранее. А вот траты отдыхающих на зарубежный отдых, напротив, снизились на 24 процента, главным образом по причине укрепления нашей национальной валюты. При этом средняя стоимость недельной поездки по стране на двоих составила свыше 41 тысячи рублей, в 2015 году эта цифра не превышала 40 тысяч рублей.
По мнению Осиповой, внутренний туризм имеет совершенно иные риски, чем выездной. При поездках по России большинство конфликтов можно решить в рамках закона о защите прав потребителей. К тому же очевидно, что этот сегмент рынка более стабилен: в отличие от тех, кто работает "на выезде", примеров банкротств туроператоров "внутреннего разлива" крайне мало. Одним из самых громких стало закрытие компании "Раена" четыре года назад. Количество пострадавших тогда оценивалось в 180-200 человек.
Тем не менее председатель комитета по вопросам страхования в туризме Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юлия Алчеева уверена, что малое количество туроператорских дефолтов на внутреннем рынке - вовсе не показатель его лучшей защищенности. Она напоминает, что на данный момент финансовые гарантии туроператоров на внутренних направлениях составляют всего 500 тысяч рублей. Минимум для туроператоров выездных направлений - 10 миллионов рублей.
При этом стоимость путевки в Краснодарский край или Крым может приравниваться или даже превышать ценник по отдельным заграничным курортам. То есть в случае банкротства турфирмы компенсацию за испорченный отдых смогут получить не больше десятка человек. "Сумма в 500 тысяч была выбрана, чтобы не обременять небольшие компании, особенно на периферии. Однако на сегодняшний день рынок "внутренних" туроператоров разросся, это почти 4 тысячи компаний. Дополнительный фильтр для них не помешает", - заключила Алчеева.
Туры подешевеют на треть
Путевки на популярные курорты Красного моря в случае открытия авиационного сообщения между Россией и Египтом могут будут дешевле на 30 процентов, если сравнивать их с ценами на уровне 2015 года.
К сожалению для многих соотечественников, которые ждут открытия египетских курортов, это совсем не значит, что египтяне дадут хорошие скидки россиянам, чтобы как можно быстрее восстановить поток отдыхающих. Главная причина удешевления туров заключается в разнице курсов египетского фунта и рубля. Которые могут измениться.
Все дело в том, что два года назад 100 долларов стоили 6800 рублей и 1100 египетских фунтов. А сегодня те же 100 долларов равняются уже 5800 рублям и 1700 фунтам. Отсюда и получается возможное падение цен на будущие путевки практически на одну треть. Однако в любом случае эти расчеты, особенно "на сегодняшний день" носят предварительный характер, так как до сих пор нет точной даты начала полетов между странами.