Балтийский конкурс собрал 400 юношей и девушек в возрасте 16-18 лет из 51 региона России, а также из Беларуси, Украины, Казахстана. В этом году помимо традиционных номинаций - математики, физики, экологии, программирования, некоторых других - добавилась робототехника.
Здесь что не проект, то инновация. Вот, скажем, команда десятиклассников из Петербурга, создавшая "роборуку" - производственный манипулятор, которым можно управлять не выходя из дома, с помощью 3D-сенсора. Манипулятор может запоминать движения и автоматически производить их потом, как рутинную операцию.
А вот проект "системы визуализации физических процессов" сестер-старшеклассниц Марии и Ирины Колочевских из Минска. За мудреным названием кроется идея фиксации расширения трещин на зданиях. Сегодня для этого используют гипсовые датчики и камеры наблюдения. Те и другие, известно, грешат неполной и неточной информацией. Девушки предложили заменить "древние" датчики их высококонтрастными веб-камерами, видео с которых, отмечая малейшие изменения в изображении, покадрово сможет анализировать специальная программа. Использовать данную систему, считают минчанки, смогут и сотрудники МВД, так как изображение, получаемое с камер, отличного качества, и биологи, отслеживая рост растений практически "в прямом эфире"...
Идея данного, по-своему уникального конкурса родилась 13 лет назад в Венгрии. Там на международной конференции встретились, познакомились, а потом и подружились известный петербургский математик Илья Чистяков и его белорусские коллеги.
- В свободное от докладов и семинаров время мы много общались, обсуждали, в частности, проблемы современного образования, - рассказал "СОЮЗу" Илья Александрович. - Они в наших государствах в принципе схожие. Одна из них - это олимпиады для школьников, которые, несомненно, хороши для поиска одаренных детей. Но вот нашли талантливого мальчика или девочку, пригласили, отметили, а что дальше? Не секрет, что многие юные дарования, особенно из глубинки, в дальнейшем теряются для науки. Да и сами олимпиады больше напоминают спортивные состязания. Нам же хотелось, чтобы ребята, увлеченные тем или иным точным предметом, будь это математика, физика или, например, информатика, состязались не в знании его как таковом, а в умении этими знаниями пользоваться. Шли, так сказать, в глубину.
Первый конкурс собрал 50 человек из России и Беларуси. На нынешний, уже 13-й, было подано более полутора тысяч заявок. Шестьсот получили допуск на заочный отборочный тур. Четыреста добрались до финала. К слову, состав жюри впечатляющий. В него входят известные ученые из ведущих питерских и белорусских вузов, представители научно-производственных предприятий.
Один из участников Балтийского конкурса - заместитель декана факультета прикладной математики БГУ, кандидат физико-математических наук доцент Борис Задворный. Не было конкурса, в котором не участвовали бы его воспитанники. Так, Давид Змейков ныне сам уже профессор математики. Несколько лет проработал за рубежом, вернулся в родную Беларусь, преподает в БГУ, является президентом Международного турнира юных математиков, который сам и организовал.
Прошлым летом очередной такой турнир, уже восьмой, впервые проходил в Петербурге при поддержке Университета ИТМО, Фонда "Время науки" и Лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО). Фонд и лабораторию на базе 564-й средней школы города создал 25 лет назад и бессменно возглавляет Илья Чистяков.
- Мы постоянно общаемся с белорусскими коллегами, - говорит Илья Александрович. - Участвуем в совместных научных проектах. Недавно вернулись из Минска, где Министерство образования Беларуси проводило конференцию научно-исследовательских работ по математике. Ездили в столицу Беларуси трое моих учеников. Все получили дипломы. На самом деле, не в дипломах, конечно, дело. Важно то, что помогаем друг другу, учимся друг у друга. В Беларуси сильная математическая школа...
Многолетние профессиональные контакты постепенно перешли в тесные дружеские. Обмен знаниями, опытом идет практически непрерывно. Во время летних каникул питерцы, например, выезжают в один из белорусских лагерей отдыха, где на этот период открывается Летняя школа. Придумали ее когда-то для своих талантливых учащихся в лицее Белорусского государственного университета. Ведущие преподаватели сначала самого БГУ, затем и других высших учебных заведений приезжают туда читать лекции, проводить занятия по таким предметам, как программирование, математический анализ, линейная алгебра.
Четыре года подряд ездил туда и Максим Жидаль, ученик 564-й петербургской школы. Сегодня 17-летний Максим признается: без этой Летней школы каникул себе он уже не представляет. Хотя Максим и родился на берегах Невы, но корни его - белорусские. Отец юноши из Барановичей. Там и сейчас живут его мама, другие родственники. Максим, бывая у бабушки в гостях, рассказывает ей о своем увлечении физикой, о том, что после окончания школы думает поступать в знаменитый Московский физико-технический институт (МФТИ).