Еще в 2008 году проект вошел в федеральную стратегию развития железнодорожного транспорта. В 2011-м совокупные затраты оценивались в 150 миллиардов рублей. Наиболее дорогой и технически сложный объект - мост через Обь. Общая протяженность СШХ - около 700 километров. Часть из них - существующие пути, но нуждающиеся в капитальной реконструкции либо модернизации, к примеру участок Пангоды - Новый Уренгой на востоке региона. Куда труднее протянуть ветку от станции Обская Северной железной дороги (СЖД) до Надыма. На нее израсходуют почти половину сметы. За ключевую дистанцию возьмутся РЖД, они сформируют специализированную компанию. Участок между Надымом и Пангодами предлагается ввести в эксплуатацию силами Газпрома, который окупит вложения сдачей отрезка дороги в аренду.
РЖД - ведущий партнер правительства ЯНАО. Соглашение о строительстве СШХ стороны подписали, напомню, прошлой осенью. Старт проекта не раз откладывался, затягивать и далее его реализацию нельзя, подчеркивает замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов. К 2025 году движение должно быть открыто. По широтному ходу предполагается перевозить ежегодно до 21 миллиона тонн грузов, преимущественно углеводородных.
В автономном округе еще один транспортный проект также пока в чертежах - продолжение газпромовской железнодорожной ветки (связывает Бованенковское месторождение на полуострове Ямал с СЖД) до порта Сабетта. Предстоит до 2022 года уложить шпалы на протяжении 170 километров. Дорогой с максимальным грузопотоком в семь миллионов тонн до конца 2036 года будет распоряжаться инвестор, после чего передаст ее округу. Этот проект организации государственно-частного партнерства на инвестфоруме в Сочи назван лучшим в отрасли. Национальная премия РОСИНФРА присуждена региональному правительству и группе ВИС. Кстати, она, судя по последней информации, может стать в ближайшей перспективе участником другого концессионного соглашения - по строительству платного автомобильного тракта Надым - Муравленко. Сегодня их соединяет извилистый и ненадежный зимник.
А как у соседей
Власти Югры уже несколько лет вынашивают планы перекинуть близ Сургута второй автомобильный мост через Обь. Широкий - на четыре полосы. Его протяженность составит 1,6 километра, а подъездных дорог - 44 километра. На все про все требуется 43 миллиарда рублей. Даже для нефтяного региона неподъемная сумма. Здесь тоже пришли к выводу, что без концессии не обойтись. Переговоры с инвесторами велись долго. Те ставили условия, не всегда приемлемые для окружного правительства. Оно намечало заключить соответствующее соглашение до апреля, но отложило сделку на осень. Открылась возможность получить из федерального бюджета "под мост" ориентировочно 18 миллиардов рублей (из сборов системы "Платон"). Готовится заявка на участие в конкурсном отборе региональных концессионных проектов с правом господдержки.