В Министерстве внутренних дел РФ считают необходимым полностью перейти на так называемый европротокол. Эта принятая в странах Европы система позволяет оформить документы о дорожно-транспортном происшествии по упрощенной схеме без сотрудников полиции прямо на дороге. Однако в российской глубинке европротоколы не прижились. Главная причина - водители боятся остаться без возмещения ущерба. К заявителям по европротоколу в страховых компаниях относятся как к потенциальным мошенникам и при любой возможности отказываются от выплат. А случается, что желание сделать как проще грозит уголовной статьей.
Записка на стекле
45-летняя Наталья из Пензы за рулем уже больше двадцати лет. В начале марта на парковке перед зданием регионального правительства она пыталась выехать на своем маленьком авто, зажатом со всех сторон, и случайно задела стоящую рядом иномарку - от касания у той помялся номер. Повреждение было столь незначительным, что у припаркованного автомобиля даже не сработала сигнализация.
- Я включила аварийку. Начала звонить в ГИБДД. Дежурная часть долго не отвечала, и я позвонила в страховую компанию. Там посоветовали все заснять, оставить свои координаты и впоследствии совместно с другим водителем оформить европротокол. Если бы он обратился в свою страховую с аналогичным заявлением, они бы смогли вычислить его по общей базе данных. Подобные случаи решаются легко, все можно уладить без полиции, - рассказывает Наталья.
Она и не подозревала, чем обернется это пустяковое ДТП.
Водитель пострадавшей машины объявилась лишь поздно вечером, когда офис страховой был уже закрыт, и европротоколу предпочла личные связи.
- Представители потерпевшей в течение недели угрожали мне арестом на 15 суток за оставление места ДТП и лишением прав на полтора года. Они намекали на возмещение ущерба наличными. А мои просьбы идти в страховую и требовать возмещения убытков в законном порядке игнорировались, - рассказывает Наталья.
Ее действительно объявили в розыск. Од-нако после объяснений в ГИБДД сняли все подозрения по поводуоставлении места ДТП. Виновницу спас тот факт, что она в одностороннем порядке оформила европротокол.
- У нас законы меняются быстрее, чем психология водителей. Я часто путешествую и вижу, как в Европе относятся к подобным ДТП. У них царапины на бампере не считаются поводом для обращения в правоохранительные органы. Европейцы берегут свои нервы и время, - сделала вывод из произошедшей с ней истории Наталья.
Нестраховой случай
Согласно данным Российского союза автостраховщиков, с введением европротокола объемы выплат страховых компаний возросли. Отказов по этой процедуре примерно столько же, сколько и по ДТП, оформленным полицейскими.
Если раньше пострадавший обращался в страховую виновника ДТП и встречал там отпор, то теперь он идет в свою компанию, которая заинтересована в нем как клиенте и настроена на длительное сотрудничество. По крайне мере в это очень хочется верить.
- Недавно в меня врезался КамАЗ, к счастью, прижался слегка, только царапины остались на двери. Решили обойтись европротоколом. Но страховая отказала в приеме документов на том основании, что виновник ДТП в бланке извещения об аварии не указал заветную фразу: "Свою вину признаю полностью, с ущербом до 50 тысяч рублей согласен". Уперлись и не принимают. При этом в правилах и инструкциях по страхованию ОСАГО такое требование отсутствует. Ссылаются на инструкцию Центробанка. Законны ли требования страховой компании? - спрашивает пензенец Сергей Казаков.
Он в течение десяти дней пытался подать страховщикам заявление о ДТП, но с него требовали то одну справку, то другую. А по прошествии этого времени объявили, что срок подачи заявления пропущен, ремонтируйте за свой счет.
- Как-то неправильно устроено: все заботы несет пострадавший, его терпение испытывают. А виновник лишь сдает свой экземпляр извещения и ждет денег, - говорит Сергей.
Как пояснили в Роспотребнадзоре по Пензенской области, страховщик может отказать в выплате. В этом случае рекомендуется направить извещение о ДТП по почте с уведомлением. Если через месяц не последует ответа из страховой компании, можно обращаться в суд и требовать возмещения не только ущерба, но и морального вреда, а также неустойку и судебные издержки.
Ловушка у дороги
Судебные решения по ОСАГО стали одной из главных статей расходов страховых компаний в прошлом году. К такому выводу пришли эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА).
- Значительный ущерб компаниям наносит деятельность мошенников, взыскивающих со страховщиков немалые суммы через суд. В общую сумму помимо возмещения ущерба входят нестраховые выплаты - штрафы по закону о защите прав потребителей, оплата экспертизы, пени. Причем соотношение этих двух частей судебных выплат - один к одному, то есть половина - непрофильные для страховщиков выплаты. Это говорит о неком предпринимательском интересе к деньгам, которые пошли на выплаты не потребителям, а недобросовестным посредникам и мошенникам, - говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
По данным РСА, объем страховых выплат по суду в прошлом году составил 13,142 миллиарда рублей, нестраховых - 13,159 миллиарда. Тенденция роста доли накладных расходов сохраняется: если в 2011 году на них приходилось 15 процентов от общей суммы выплат, то в 2016 году - 50 процентов.
Основными способами работы криминальных автоюристов являются фальсификация договоров цессии и доверенностей, липовая экспертиза, фальсификация ДТП, повреждений, поддельные бланки полисов и даже поддельные исполнительные листы.
"Липа" онлайн
Сотрудники отдела "К" УМВД по Пензенской области предупреждают: мошенников, работающих с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности, стало больше. Косвенной причиной этого послужило обязательное условие выдачи полисов ОСАГО через Интернет.
Доля электронных полисов не превышает 10 процентов, но их число постоянно растет. Этим пользуются мошенники.
- Злоумышленники копируют содержание сайта оригинала страховой компании и размещают его под другим похожим доменным именем, внося незначительные изменения - в одной цифре или букве. Зачастую на ложный сайт заманивают ценами - они предлагают застраховаться за полцены или даже треть от расценок официальной организации, - говорит начальник отдела "К" УМВД России по Пензенской области Михаил Чуватов.
В таком случае все деньги по страховке уйдут злоумышленникам, а полис будет признан недействительным. Отличить его от оригинала практически невозможно. Сотрудникам ГИБДД сделать это проще, проверив его по базе данных. Стороны европротокола не защищены от подобных проколов.
Владимир Калинкин, автокомиссар:
- Европротокол будет работать, когда страховые компании уберут крючкотворство при возмещении ущерба. В данном случае ограничение по сумме выплат в 50 тысяч рублей - сущие копейки. Что касается мошенников, то это вообще не должно заботить страховых агентов. Этим должны заниматься правоохранительные органы. А при существующем положении дел автомобилист стал дойной коровой и для страховщиков, и для мошенников. Когда разрабатывается закон или поправки в него, ставку нужно делать на законопослушных граждан, их большинство.