Такой общий вывод напрашивается из недавних заявлений главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева и заместителя министра обороны Юрия Борисова. "Срок службы АПЛ проектов 971 и 949 увеличится практически вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят существенно повысить эффективность их применения в боевом составе подводных сил", - заявил адмирал Королев на вопрос журналистов о судьбе подводных охотников типа "Волк" и подводных крейсеров с крылатыми ракетами (проект 949 "Антей"), поставленных на заводской ремонт.
Как ранее сообщала "РГ", до 2020 года Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске и завод "Звезда" в Большом Камне (Приморский край) должны выполнить для ВМФ России большой объем работ по ремонту и модернизации атомных подводных лодок 971-го и 949-го проектов. В результате чего, по словам главкома, подводные силы Северного и Тихоокеанского флотов получат качественно обновленные корабли, которые будут "оснащены самыми современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи".
Замминистра обороны Юрий Борисов на этот счет выразился вполне конкретно: атомные подводные крейсеры проекта 949А "Антей" в ходе глубокой модернизации на Дальневосточном заводе "Звезда" будут перевооружены на ракетный комплекс "Калибр". До настоящего времени все "Антеи" (к ним относился и погибший "Курск") были вооружены крылатыми ракетами П-700 "Гранит", главной целью которых считались авианосные корабли противника. Под программу заводских ремонтов с модернизацией петербургское ЦКБ "Рубин", где эти корабли были спроектирован, разработало схему перевооружения на более современные ракетные комплексы - в частности, на широко известный уже "Калибр".
"А что обретут в результате ремонта и глубокой модернизации многоцелевые АПЛ проекта 971 "Щука-Б" и кто первый на выданье?" - с таким вопросом "Российская газета" обратилась к генеральному директору ЦС "Звездочка" Николаю Калистратову.
- Корабли этого проекта, - напомнил наш собеседник, - строились на "Севмаше" и Амурском заводе в 80-90 годы прошлого века. Их проектант - СПМБМ "Малахит" - изначально предусматривал для них комплекс средних ремонтов после десяти лет эксплуатации. Но ни через десять лет, ни через двадцать ни один из кораблей 971 проекта не прошёл среднего ремонта. Теперь, уже с учетом сложившейся ситуации и новых задач на атомоходах 971 проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту…
Погружаться в детали директор "Звездочки" по понятным причинам не стал, но дал понять следующее:
- Технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта "Щука-Б", будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения "Ясень" того же самого конструкторского бюро "Малахит". По объемам работ это сопоставимо с постройкой, а по деньгам - в два раза ниже стоимости нового корабля.
Подготовку производства на предприятии начали заблаговременно. Первым делом была освоена технология агрегатной замены крупных сборочно-монтажных единиц, восстановления конструкций и амортизации зональных блоков без их выгрузки в стеснённых условиях. Параллельно шло внедрение других новейших технологий и образцов корабельной техники.
Создание фактически нового корабля потребовало, по словам Николая Калистратова, мобилизации всего технического потенциала предприятия. Были разработаны и согласованы с проектантами и базовыми НИИ сотни новых технологий и технических решений.
- Модернизированные корабли 971 проекта, - убежден руководитель "Звездочки", - займут достойное место среди многоцелевых АПЛ четвертого поколения и будут востребованы для решения широкого спектра задач ВМФ России и министерства обороны в целом.
Досье "РГ"
АПЛ проекта 971 "Щука-Б" в классификации НАТО имеют обозначение Akula, из-за чего их иногда путают с советскими же лодками-гигантами проекта 941 "Акула". Но они - если не прямая, то явная друг другу противоположность. В одном случае - огромная мощь двадцати 90-тонных ракет, заключенная в рекордный по водоизмещению корпус катамаранного типа и, как неизбежное следствие, большая акустическая заметность.
А многоцелевые АПЛ 971-го проекта, разработанные в конструкторском бюро "Малахит", отличались как раз вкрадчивыми, почти кошачьими повадками, и были для своего времени лучшими по характеристикам подводной скрытности. Построенные в 1983-2001 годах на двух верфях (в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре) полтора десятка таких подводных охотников и сегодня остаются основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском ВМФ.
Но в строю сейчас, увы, всего одна такая АПЛ на Тихоокеанском флате: К-419 "Кузбас". Две ("Самара" и "Братск"), как уже сообщалось, доставлены с ТОФа в Северодвинск для ремонта и глубокой модернизации. Еще две ("Магадан" и "Кашалот") ремонтируются или ждут поддерживающего ремонта у себя в Приморье.
В составе Северного флота несут службу экипажи "Гепарда", "Вепря", "Тигра" и "Пантеры". На стапельном приеме у докторов "Звездочки" сейчас двое из того же семейства кошачьих с мурманской пропиской - АПЛ "Волк" и "Леопард". И уже скоро одному из них на выписку…