Во-первых, в ряде субъектов Федерации (например, в Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской, Ивановской областях) практически невозможно приобрести полисы в бумажном виде. Дело в том, что в трети регионов страны убыточность компаний, занимающихся автострахованием, сверхвысокая. Среди автоюристов есть группа лиц, которые фактически поставили на поток отъем денег у страховщиков через суды. Страховые компании вынуждены платить этим лицам значительные суммы, в результате некоторые страховщики уходят с рынка и оформление полисов становится большой проблемой для автомобилистов.
Во-вторых, денег, получаемых по страховке, зачастую не хватает на ремонт автомобиля. Причина заключается в том, что страховые выплаты рассчитываются с учетом износа деталей. И если, например, автомобилю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие, больше пяти лет, его владелец вряд ли сможет провести качественный ремонт по страховке.
Для решения этих проблем депутаты Госдумы предложили установить приоритет ремонта транспортного средства над выплатами при наступлении страхового случая. Законопроект был внесен депутатами от "Справедливой России". При его доработке ко второму чтению мы подготовили поправки, защищающие интересы автомобилистов.
В частности, мы зафиксировали предельный срок осуществления восстановительного ремонта - 30 дней. За каждый день просрочки страховщик будет уплачивать потерпевшему неустойку в размере 0,5% от суммы страхового возмещения.
Минимальный гарантийный срок на результат ремонта - 6 месяцев, в отношении кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев.
В случае неоднократного нарушения страховщиком обязательств по ремонту транспортных средств он может быть лишен права возмещать вред в натуральной форме на срок до одного года.
При заключении договора ОСАГО автомобилист сможет указать преимущественную для него станцию техобслуживания из перечня страховщика. В перечне должны быть указаны те станции, которые находятся на расстоянии не более 50 км. Если после аварии ремонт на выбранной СТО невозможен, то пострадавший имеет право требовать возмещение вреда в денежной форме.
Такое возмещение также предполагается в случае полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего или причинения серьезного вреда его здоровью, наличия соответствующего соглашения между страховщиком и автомобилистом.
Еще одной важной поправкой является запрет на использование бывших в употреблении запчастей при ремонте. Кроме того, мы прописали, что при восстановительном ремонте автомобиля размер расходов на запасные части определяется без учета износа комплектующих.
Наконец, принятым нами законопроектом предлагается распространить прямое возмещение убытков на все случаи дорожно-транспортных происшествий. Напомню, что сегодня потерпевший обращается к своему страховщику напрямую только тогда, когда в ДТП участвуют две машины.
Уверен, что принятый законопроект сыграет существенную роль в наведении порядка на рынке автострахования. Однако одного закона недостаточно. Страховщики должны активнее заниматься досудебным урегулированием убытков, расширять услуги по приобретению электронных полисов ОСАГО. А правоохранительным органам нужно в конце концов разобраться с мошенниками из числа автоюристов, которые используют существующую систему для личного обогащения.