В Туле рассказали о проблемах нового ОСАГО
- Вы когда-нибудь пробовали отремонтировать автомобиль по каско? - реагирует на просьбу прокомментировать нововведения водитель "Ниссан-Кашкая" Татьяна. - Ремонт любой царапины выливается в месяцы без машины. А теперь так же будет и с ОСАГО. Пока выпишут запчасти, пока придут, пока будут делать. Я, например, столкнулась еще и с такой ситуацией - заявление на ремонт в страховой взяли только через две недели - вот положено в течение двух недель оформить, так они до последнего дня тянули. Думаете, страховщики не найдут лазейки, выгодные только им, а не водителям? Найдут.
Профессионалы рынка уверяют, что ОСАГО в его нынешнем виде не выгодно страховщикам. Цифры говорят сами за себя: если в 2003 году в России было 200 компаний, занимавшихся этим бизнесом, то сегодня - 60. Причем только в этом году с рынка ушли такие крупные игроки, как "ВТБ-страхование", "Уралсиб", компания "Альянс". Впрочем, возмещение убытков потерпевшему в аварии в натуральном виде, а не деньгами удорожает деятельность страховщиков.
- Но это должно быть удобно и для страхователей, потому что автовладелец получает машину с новыми запчастями, - уверяет президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, посетивший Тулу в преддверии принятия закона. - Думаю, будут проблемы с оценкой автовладельцами качества ремонта. Но если мы вынем "нал" из этой схемы, то тогда сохранится 30 миллиардов рублей, которые отнимают у нас за год мошенники-автоюристы.
- Страховщики засуетились из-за того, что их "прижали" юристы. Но, если они выигрывают суды, значит есть на то причины, - рассуждает молодой человек за рулем Mazda, назвавшийся юристом. - Говорят про мошеннические схемы автоюристов. Не знаю, возможно… Доказывайте! Однако где гарантии, что не появятся другие мошенники? Понятно, что страховщики будут работать с аффилированными ремонтными фирмами. А это разве не коррупционная составляющая?
- И где гарантия, что вам поставят действительно новые детали? - подключается к разговору другой водитель. - Ты же не полезешь в двигатель смотреть, что там поставили, да и полезешь - не поймешь. Страховщикам надо, чтобы аварий было меньше. Ремонтникам - чтобы чинить чаще. У них разные интересы. А гарантия на полгода? Столько времени на старой отремонтированной "форсунке" проездить можно, а что потом? Потом ни страховая, ни автослесарь ни за что не отвечают.
Впрочем, президент РСА сразу отметил, что со всеми возможными претензиями-подозрениями надо идти в правоохранительные органы, жаловаться в союз страховщиков или даже в Центральный банк. По его словам, большое количество жалоб на какую-либо компанию очень быстро лишит ее лицензии, мол, реакция будет жесткой.
- Не знаю, как это будет работать, - осторожно замечает водитель такси Юрий Николаевич. - Так-то все звучит неплохо: стукнулся, отвез на сервис, забрал, страховая все оплатила. Но у меня, например, машина 2003 года выпуска. Найти на нее новые запчасти - проблема, их уже не выпускают. А у нас в глубинке половина машин старше десяти лет. Значит, на меня эти изменения не распространяются? Есть и другой момент: вот разбили мне фару, я купил новую через Интернет, сам поставил. Зачем мне вся эта возня с автосервисом? Мне кажется, что это удобно только для новых машин, значит в основном - для Москвы. Но в провинции многие ездят на "старушках", да и половина наших водителей - сами себе автослесари.
Другой "больной" вопрос, волнующий автовладельцев, - не повлечет ли реформа ОСАГО повышения тарифа? По мнению Юргенса, стоимость повышать надо, но это связано не с реформой, а с ростом цен, в том числе и на автозапчасти.
- Среднее ОСАГО в стране стоит 6,5 тысячи рублей на год, - уточняет он. - Расчеты трех независимых центров, сделанные по указанию Центробанка, показывают, что ОСАГО убыточно. И повышать тариф надо, - считает президент РСА. - Но все понимают, что это социальный вид страхования, и касается он 40 миллионов пользователей. Первое повышение в 2014 году уже вызвало недовольство многих автовладельцев. Сейчас сложная ситуация: повысить цены на ОСАГО, которое человек обязан купить, на 60 процентов невозможно. Мое предложение таково: ОСАГО стоит минимум, в нем есть франшиза - ремонт до 10-15 тысяч ты сам берешь на себя (это во всем мире так - с царапиной ни к кому не обращаются), если больше - тогда уже покрытие по "автогражданке".
Кроме того, тульские водители активно обсуждают информацию о том, что, в случае когда ОСАГО не покрывает ремонт автомобиля, недостачу можно возместить с виновника аварии. Мнения разделяются: одни считают это правильным, другие возмущены.
- Действительно, Конституционный суд с нюансами подтвердил свое прежнее решение, по которому происходит следующее: ОСАГО - это нерушимая вещь, которая регулируется специальным законом, КС признал правильными выплаты и методику, по которой оценивается авария, - поясняет президент РСА. Но, если вам кажется, что с вами не полностью расплатились по ОСАГО, не заплатили за какие-то запчасти, потому что это вышло за пределы 400 тысяч рублей, вы, в принципе, можете обратиться в суд уже не к страховщикам, а к причинителю вреда, чтобы тот доплатил. Вариант сложный, и, с моей точки зрения, не очень справедливый. Представьте дорогую машину, которую бьет кредитный автомобиль человека с небольшим доходом - он именно для того и покупал ОСАГО, чтобы не "заморачиваться" с авариями. А теперь выясняется, что на него можно вновь обратиться в суд.
А вот по поводу расширения функционала системы "Поток" для выявления водителей без полисов ОСАГО президент РСА туляков успокоил. По его словам, пока такая договоренность есть только с правительством Москвы и еще подобное желание выразил Татарстан. Хотя к системе можно подключить любой регион, где есть "Поток". Впрочем, по его словам, пока автовладельцы будут получать лишь уведомление об отсутствии страховки.
- Сейчас мы это рассматриваем как меру информационно-образовательного характера, а не карательного, - заметил Юргенс. - Дальше будем переходить к более тщательной отработке этого вопроса.
Между тем
Глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов, также посетивший Тулу, отметил, что для полиции сегодня введение той или иной ответственности за отсутствие полиса не является приоритетом, поскольку не относится к вопросам безопасности на дорогах. "Что касается увеличения штрафа за это - это вопрос экономики, он должен быть просчитан с учетом всех нюансов. Я выполняю закон - каким будет, такой и будем выполнять", - подчеркнул Нилов. А вот президент РСА считает, что повышать эти штрафы не стоит, хотя, по его мнению, наличие полиса дает больший комфорт водителю: он понимает, что защищен, даже если на не очень дорогой, взятой в кредит машине бьет Rolls-Roys, а потому более спокоен. Впрочем, по его словам, в каждой стране - россияне не исключение - 20-30 процентов водителей ездят без полиса: кто же помешает тому, кто согласен рисковать. Но он категорически против идеи добровольного страхования: зачем возвращаться к хаосу?