22.03.2017 23:18
Культура

Как научить ребенка прикасаться к великому

Как научить ребенка прикасаться к великому
Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №61 (7227)
Любят ли ваши дети ходить в музеи? А вы сами? Как долго ребенок может стоять у одной картины? Пугают ли вас шикающие смотрители? Вряд ли для многих детей да иногда и взрослых поход в музей похож на праздник.
Читать на сайте RG.RU

27% россиян никогда не были в музее. Еще 6% последний раз были там на школьной экскурсии. А все потому, что это кажется скучным, неинтересным, трогать экспонаты нельзя, громко разговаривать нельзя. "Нельзя" гораздо больше, чем "можно". Какое-то кладбище пыльной старины получается, а на самом деле настоящая машина времени. И каждому родителю под силу превратить поход в музей в увлекательный квест. В преддверии весенних каникул "РГ" подготовила несколько советов, как правильно ходить в музеи с детьми.

Почему староверы из Уругвая поселились рядом с космодромом Восточный

1. Начните с кафе. Возможно, такой поворот кому-то покажется нелогичным, но поход в музей зависит от правильного настроя. А настроиться на нужный лад поможет кафе. Там и расскажите ребенку о том, что вы пришли не скучать, а играть, искать фантастических животных, необычные женские платья, причудливые шляпки. Только не начинайте свой рассказ с запретов. Те самые "нельзя" оставьте на потом. В пять лет для ребенка весь мир - игра. Если ребенок недавно прочитал несколько древнегреческих мифов, скажите ему, что в музей он идет встречаться со старыми приятелями, которые специально приехали познакомиться с ним. Устали рассказывать, а ребенок спрашивать, вернитесь снова в кафе. Мы слишком много времени уделяем осмотру искусства и слишком мало его осмыслению. Остановитесь и поделитесь впечатлениями друг с другом, пока не ушли домой. Вдруг ребенок огорчится, что пересчитал не все шляпки. В какой-то из залов можно будет легко вернуться.

2. Искусствоведы не делят музеи на взрослые и детские. В день большие городские музеи посещают более 500 детей. Поэтому идеального возраста для посещения музеев не существует. Кто-то не дорастает и в десять лет, а кто-то и в пятьдесят. Хотя, как и любой навык, читать, писать, умение видеть прекрасное - можно развить. Если не боитесь гриппа, то смело берите в музей с пеленок: вреда от такого похода точно не будет, зато вы разнообразите зрительные образы, с которыми младенцу весьма полезно встречаться.

3. Ребенок обязательно захочет что-нибудь потрогать. Без этого он просто не может познавать. Разрешите ребенку трогать все, до чего можно касаться - пол, стены, бархатные веревочки.

4. В музеях детям больше всего нравится скульптура, любая. С живописью сложнее. Верещагин или Репин - самые "недетские" художники. Пусть полотна будут разнообразными: натюрморт, пейзаж, портрет, обязательно картина с изображением ребенка. Как говорит детский психолог Наталья Гомберг, из иностранцев дети легко воспринимают французских художников XVII века: классицизм очень понятен, каждая картина почти как театральное представление. Рассматривая ее, можно спросить у ребенка, что делают герои картины и почему, а все ответы есть на картине. Среди художников XIX-XX веков настоящее восхищение вызовет Анри Матисс. Все благодаря ярким и необычным краскам. Спросите у ребенка не что происходит на картине, а почему художник выбрал именно эти цвета - из залов вы еще долго не уйдете.

Декорации к фильму "Тихий Дон" превратятся в музей

5. Ребенок задал неожиданный вопрос. Ответа вы не знаете. Чтобы не показаться дремучим, в следующий музейный поход ленивый родитель отведет ребенка в экскурсионную группу. А ответственный родитель станет экскурсоводом сам. Не бойтесь неожиданных вопросов. До 10 лет в роли проводника по музею вы точно можете побыть сами. В возрасте "почемучек", то есть 5-8 лет, дети могут задавать самые неожиданные вопросы, поэтому попробуйте включить фантазию. Дети видят предметы от маленькой детали к большой и первыми замечают то, что находится на уровне их глаз, или замечают то, что мы не замечаем вовсе. Присядьте на корточки и попробуйте увидеть картину с нового ракурса - глазами дошкольника.

6. Искусствоведы посчитали, чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа, останавливаясь у каждого по минуте, понадобится четыре года без перерыва на сон и еду. Вряд ли вы способны на такую жертву. Поэтому не спешите осматривать галопом три музея в день. Самая удачная цифра: пять - десять картин за полчаса, сорок минут. Если интерес у ребенка не угасает, можно продолжить искать фантастических животных и дальше. А ходить в музей лучше не чаще одного раза в месяц. Не планируйте в один день с походом в музей день рождения или просмотр мультика в кинотеатре. Ребенок устанет, не заснет вовремя и долго не захочет идти за культурными впечатлениями.

7. Возьмите с собой бумагу и карандаши - пусть ребенок зарисует свои впечатления. Чтобы было удобнее рисовать, возьмите коврик, на котором чадо сможет разместиться. Рисовать сидя на коврике перед картиной в музеях не возбраняется. Можно захватить и несколько книг современных детских авторов, которые рассказывают о музейных экспонатах легко и в стихах. Недавно детский поэт Андрей Усачев издал такую книгу с картинками "Прогулки по Третьяковской галерее".

8. Ребенок спросит: "Почему Давид голый?" А вы объясните ему, почему древние греки считали нужным показывать обнаженное тело. Дети чужды порока, говорят психологи: если с 5 до 10 лет у них есть привычка восхищаться красотой, то для них античная скульптура всегда будет произведением искусства. "Подростки эгоцентричны, они воспринимают мир через себя и свои ощущения, - говорит Наталья Гомберг. - Информация о том, что флорентийцев в начале XVI века нагота Давида удивила, будет ценна для подростка. Главное подчеркнуть, что каждое время имеет свои представления о том, что плохо, а что хорошо. А запреты - это очень подростковая тема". Если вы беспокоитесь о проблемах этического характера, то начинайте водить детей задолго до десяти лет, пока у них не появилось осознанного чувства стыда.

Прямая речь

Ольга Морозова, заведующая отделом эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. А.С. Пушкина

- Есть универсальный совет, как приучить ребенка к музею. Это как приучать к кефиру, например, - добавить что-нибудь сладкое. Интеллектуальный поход можно скрасить маленькой плотской радостью - сходить в пиццерию или в кафе, которое любит ребенок. Тогда будет вырабатываться положительный условный рефлекс. За три раза он будет вырабатываться даже у ребенка, который не настроен на поисковую деятельность. Главное - не переборщить: в случае с ребенком не нужно нарушать пропорцию впечатлений, даже самые простые и обычные, как, например, поход в кафе, тоже работают на развитие.

Музеи и памятники Образование