- Мы показали ребенку возможности техники и современного оборудования, а дальше что? - рассуждает Юрий Биктуганов, региональный министр образования. - Хотелось бы, чтобы была целенаправленная подготовка будущих промышленных кадров и поддержка со стороны реального сектора экономики области. Сам принцип такого обучения означает, что должны появиться профессионалы нужной специализации, с необходимым багажом знаний и навыков.
Программа, заметим, рассчитана до 2034 года - к этому времени как раз закончат вузы малыши, родившиеся на старте "Уральской инженерной школы" и прошедшие через все ее этапы. Так, сегодня Свердловская область вошла в число 13 пилотных регионов, где проводится всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников. У нас выбраны шесть направлений: информационные технологии, беспилотные летательные объекты, космические технологии, современные методы ведения сельского хозяйства, медицина и автономный транспорт. С декабря прошлого года эксперты отобрали более 150 работ, защита проектов состоится в конце марта. Особенность конкурса в том, что проекты должны быть прикладными и направленными на развитие реальной промышленности.
- Например, школьник из Качканара создал онлайн-систему наблюдения за состоянием зубьев ковша карьерного экскаватора. Что примечательно, проект разработан непосредственно по заказу горно-обогатительного комбината и готов к промышленной эксплуатации, - поясняет Константин Шевченко, директор Дворца молодежи, координатор сетевого образовательного проекта. - А девочка из Буланаша изобрела автономную теплицу, которая обогревается круглый год за счет биотоплива. То есть ребенок решил сразу две проблемы - выращивания овощей и утилизации отходов производства.
Идей у подростков - масса, и, когда перед ребятами ставятся конкретные задачи, они берутся их решать с не меньшим жаром, чем изобретать марсоход или другие привлекательные своей фантастичностью новинки. Скажем, первокурсник техникума из Заречного придумал противопожарного робота. Особенность механизма в том, что даже для его управления не нужен человек: получив сигнал собственных приборов или с диспетчерского пункта, он готов тушить огонь, причем несколькими видами смесей, в зависимости от типа пожара.
- Моя разработка оснащена большим набором датчиков - температуры, расстояния, цвета и задымления, что помогает определить тип пламени и хорошо ориентироваться в пространстве, - поясняет Даниил Ямов, автор проекта.
Взрослые коллеги юных инженеров понимают: чем раньше ребенок приобщится к техническому творчеству, тем больших успехов добьется и раньше определится с будущей профессией. Поэтому промышленники всерьез занялись профориентацией и уже работают не только со старшеклассниками, но даже с дошколятами. К примеру, Уралвагонзавод шефствует над 23 школами и 36 детскими садами. Методическая разработка его подшефных "Лаборатория профессий" признана лучшей и рекомендована для внедрения во всех дошкольных учреждениях региона.
- Важно поддерживать талантливых детей не разово, а постоянно, чтобы у них в один момент не наступило разочарование, когда есть медаль за хороший проект, а что дальше с ним делать, неизвестно, - делится мнением Сергей Васильев, директор центра подготовки персонала Уралвагонзавода. - Мы третий год проводим олимпиады по физике и видим все возрастающий интерес со стороны школьников: начинали с 70 участников, теперь ожидаем больше ста. И ребята знают, что на этом поддержка не заканчивается. УВЗ ежегодно дает возможность 40-50 абитуриентам поступить по целевому набору не только в уральские вузы, но и в университеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Вариантов взаимоотношений бизнеса и образования существует много. Промышленники, до сих пор не преодолевшие кадровый дефицит, порожденный упадком заводов и идеологией потребления 90-х годов, сегодня готовы к долгосрочным вложениям в эту сферу.
- Проектами в сфере профориентации мы занимаемся более 20 лет, но не всегда они доказывают свою эффективность, поэтому сейчас компания решила пойти по пути создания инженерно-технических классов, - рассказывает Наталья Киреева, начальник управления развития персонала УГМК-холдинга. - На базе 22-й школы в Верхней Пышме мы опробуем этот подход и в случае успеха распространим на другие учебные заведения. Изюминка для ребят как раз в том, что вместе с профессиональными металлургами они будут иметь возможность решать реальные производственные задачи.