По идее, и по решению Евразийской экономической комиссии, с 1 июля этого года в России, а также в Белоруссии, Киргизии, Казахстане и Армении, подписавших соглашение, на автомобили должны оформляться электронные паспорта.
То есть, человек, купивший машину, на руки не получит огромную синюю простыню, в которой вписаны его данные, а также данные предыдущего собственника. Он вообще на руки ничего не получит, кроме договора купли - продажи, если он был оформлен на бумаге. И с этим скудным запасом крайне необходимых документов отправится в ГИБДД, чтобы поставить машину на учет.
Да, все данные о новом, старом или совсем старом собственнике теперь будут находится только в электронной сети. При необходимости нынешний собственник автомобиля сможет их оттуда получить. Сотрудники Госавтоинспекции будут иметь свободный доступ к этой информации.
Казалось бы, избавляться от лишних бумаг давно стало трендом в любой бюрократической системе. Но паспорт транспортного средства оказался не той бумажкой, от которой так легко отказаться. Перенесение данных автомобиля в электронный вид стало действительно серьезной проблемой. Недаром введение электронного паспорта откладывается уже второй год.
Тем не менее все когда-нибудь заканчивается. С 1 июля этого года в России планируется начать оформление электронных паспортов на транспортные средства. Но для этого должно быть принято постановление правительства, которое утвердит цифровую форму документа, как законную. И даже утвердит возможность постановки автомобиля на учет в ГИБДД по электронному паспорту.
Напомним, что паспортом транспортного средства называется не заламинированная бумажка, которую каждый автовладелец возит с собой. Это свидетельство о регистрации автомобиля. А паспорт - большая, синяя бумажная простыня, которую автовладелец хранит дома. Она требуется только при проведении регистрационных действий.
Однако это постановление до сих пор находится на согласовании в министерствах и ведомствах. Между тем, чтобы запустить систему в работу, требуется еще множество испытаний, соглашений, договоров и прочего. Подстегнуть к этому могло бы принятое постановление. Однако его пока нет.
Чем вся эта ситуация может обернуться?
Так как изначально планировалось, что с 1 июля не будут выдаваться бумажные паспорта, ГИБДД их не заказывала, не печатала и не распространяла по своим подразделениям. Если постановление правительства об электронных паспортах не будет принято в срок, который еще должен учитывать и время на подготовку автопроизводителей, таможенников, налоговиков, ГИБДД, сертификационных центров и всех, кто задействован в процессе легализации автомобилей, то в стране настанет коллапс с продажей транспорта, похлеще, чем после введения обязательной установки "ЭРА ГЛОНАСС".
Ситуация - патовая. Либо сейчас принимается постановление об электронных паспортах, на основании которого все быстро обучаются работать по-новому, то есть по электронному документообороту. Либо срок их введения в очередной раз переносится. И вот тут встает большая проблема.
Бумажные бланки паспортов транспортных средств не закуплены и даже не заказаны. Если возвращаться к ним, то потребуется проводить тендеры, что займет довольно длительное время. Кроме того, потребуется изыскивать деньги на производство этих бумаг. А они в бюджете не заложены.
Для сравнения, при получении нового бланка ПТС, в случае его утери, автовладелец платит 800 рублей госпошлины. В эту пошлину входит не только стоимость услуг самого ГИБДД, но и стоимость бланка - документа высокой степени защищенности от подделок. При этом большинство бланков МВД отдает абсолютно бесплатно, например, автопроизводителям, которые находятся на территории России.
В прошлом году, согласно статистики ГИБДД, на учет было поставлено более полутора миллионов новых транспортных средств. То есть, это полтора миллиона бланков ПТС. Это более 1 миллиарда рублей. Где взять такие деньги, чтобы отказаться от электронных паспортов?
Второй вариант развития сюжета еще более мрачен. Постановление будет принято, но не будут отработаны все нюансы взаимодействия. Например - представитель производителя продает машину своему дилеру. Тот перепродает ее своему субдилеру. Последний продает ее потребителю. В электронном виде проследить всю цепочку - проблем не составляет. Но вот беда: для большинства юридических лиц бумажный паспорт транспортного средства, а точнее его копия, с новой информацией, с печатями и подписями - это некий аналог кассового чека. Заплатили - получи не только деньги, но и подтверждение законности передачи этих денег.
Эта система складывалась десятилетиями и ломать ее сейчас электронным паспортом будет очень болезненно.
Но, пока чиновники, бюрократы, а также представители бизнеса ломают копья вокруг новых и еще не проданных автомобилей, будущим автомобилистам стоит задуматься.
По сути, для них ничего страшного не произойдет. Одной бумажкой станет меньше. С другой стороны, а что делать без бумажки? Куда обращаться? На каком основании доказывать, что автомобиль принадлежит мне и никому более?
На это директор департамента научно-технической деятельности АО "Электронный паспорт" (входящее в Государственную корпорацию "Ростех") Борис Ионов, ответил корреспонденту "РГ", что сведения о собственнике транспортного средства, предусмотренные проектом постановления, не панацея, а требования, продиктованные временем и пожеланиями автопроизводителей и их дилеров.
Кроме того, по мнению страховых компаний и РСА, для расчета страховой премии и определения территориального коэффициента по ОСАГО, в электронном паспорте также должен быть указан точный адрес места жительства собственника.
При этом системы электронных паспортов построены так, что загрузить или исправить данные без соответствующего доступа и электронной подписи будет попросту не возможно.
В итоге, весь полученный объем сведений позволит создать достоверную историю транспортного средства на протяжении всего его жизненного цикла с момента выпуска в обращение на территории Евразийского экономического союза вплоть до утилизации.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"