Речь идет о том, что пока никак не удается преодолеть вялость инвестиционного процесса, то есть выйти из зоны отрицательных темпов роста. Так, в 2014 году инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с предыдущим годом на 1,5%, в 2015-м - на 8,4%, в 2016-м - почти на 4%. А раз нет устойчивого прироста инвестиций, то любой хозяйственный рост хрупок и обратим.
Словом, инвестиционное состояние экономики страны, мягко говоря, не завидное. И из него, похоже, нет простого выхода. Есть много разных рецептов, но если отбросить самые радикальные и экзотические, то рассмотрения заслуживают две школы мышления. Первая - это "перфекционисты", улучшатели. Это люди, безоговорочно верующие в механизмы рыночного саморегулирования и личную ответственность граждан. Еще они любят говорить, что обожают частный бизнес и демонизируют государство. Правда, в риторике. На практике они реально формируют и проводят экономическую политику страны вот уже четверть века, считают ее правильной и единственно возможной. Выход из теперешней стагнации "перфекционисты" видят исключительно в реализации комплекса мер по улучшению так называемого инвестиционного климата. Первое, чего они хотят, чтобы деньги были длинные и дешевые. Для этого нужно прежде всего снизить инфляцию. Если удастся ее снизить до 4%, будто бы появятся дешевые кредиты, и тогда "встанут с печи" потенциальные частные инвесторы, начнут занимать деньги и вкладывать их в производство отечественных товаров.
Здесь уместно заметить, что из всего объема производственных инвестиций в стране только 8-10% - банковские кредиты, а все остальное - это собственные средства предприятий и бюджетные деньги. Но почему же эти деньги не идут в инвестиции? Мой ответ простой: дело не в дороговизне денег, а в том, что не ясно, зачем вообще их инвестировать. Инвестиционный климат, говорят наши "улучшатели", плохой у нас еще и потому, что кругом коррупция, сплошь и рядом монопольные сговоры, бюрократический произвол в отношении малого и среднего бизнеса, слабые гарантии частной собственности и т.д. Все это, конечно, так и есть. Но спрашивается, что мешало нашему правящему дому, состав которого почти не изменился за последние четверть века, противодействовать этому? Но применительно к нашей теме это не главное. Разумеется, равенство людей перед законом, независимое судопроизводство, твердая гарантия частной собственности - исключительно важно и необходимо. Но ведь это очень долгий процесс. И "улучшатели", конечно, все это понимают, открыто заявляя, что изживание институциональных дефектов не будет коротким. Мы будем медленно выздоравливать, решая выше отмеченные задачи. А потом, когда выздоровеем, тогда и начнется стабильно высокий рост всей экономики.
Вторая школа мышления может быть условно обозначена как сообщество "интервенционистов". Здесь есть разные течения по вопросу "что делать". Но всех объединяет идея, что запуск стагнирующей экономики России и тем более перевод ее на траекторию устойчивого роста невозможен без мощных государственных инвестиций.
Время не на нашей стороне. Основные наши партнеры - соперники на Западе и Востоке экономически развиваются заметно быстрее, чем мы, и это внушает тревогу. Мы не можем прозябать бесконечно долго в ожидании социокультурных и институциональных изменений. В нашей специфической ситуации государство должно инициировать проекты прежде всего развития транспортной инфраструктуры и делать их "вкусными" для потенциальных частных инвесторов.
У нас в России есть три потенциала развития страны. Два из них так или иначе используются, а третий нет. Первый - это природный. Его плоды делятся неравномерно, что создает вопиющее материальное неравенство, и это нехорошо. Но все-таки он используется. Второй - интеллектуальный. Мощная инерция советской науки и образования, несмотря на то, что то и другое сегодня заметно потрепано, тоже позволяет нам его использовать. Рождаются любознательные молодые девушки и юноши, которые могли бы много чего сделать хорошего, и они это делают, но зачастую не в России. А третий потенциал - пространственный. Вот он у нас почти не используется. А это очень важно для здоровой экономики вообще и для рынка труда в частности. Поэтому считаю целесообразным больше не откладывать реализацию проекта транспортного коридора между Европой и Азией через Россию со строительством высокоскоростной железной дороги. Тем более что в депрессивные времена, как сейчас, капиталовложения в мегапроекты в принципе безальтернативны. А для нас инфраструктурные проекты - это еще и единственный рычаг "стягивания" огромной территории в интересах граждан, оказавшихся в тисках многочисленных моногородов. Кроме того, страна получит серьезный шанс диверсифицировать экспортные доходы, если окажется в состоянии начать грузовые перевозки по высокоскоростной железной дороге из Азии в Европу и обратно.
Грандиозные мегапроекты всегда сопряжены с огромными рисками. Но это тот случай, когда риски на пути их осуществления уж точно ниже, чем риски от их фактического игнорирования.