Эту выставку Наталья Виноградова, научный сотрудник Исторического музея, готовила 2,5 года. По ее словам, это первый крупный проект в России, посвященный мужской моде.
- Долгое время мужская мода находилась в тени интереса к моде женской, - объясняет она. - Наша выставка начинается с XVIII века, потому что именно в это время возникает мода как понятие и появляется тип модника.
Мужской "лук" (образ) XVIII века - сплошной праздник. Нежные, весенние, яркие, совершенно немужские цвета сводят с ума от зависти многих посетительниц выставки. Вот прелестный кафтан цвета бургундского вина. А вот свеже-салатового цвета кафтан из Европы так и пестрит цветастой вышивкой ("Такой бы и я надела", - шепчет восторженная дама подружке). Обратите внимание на бежевые (разумеется, с вышивкой) изящные кюлоты ("прадедушки" бридж).
- Одежда пастельных тонов, с цветочками, с вышивкой, с обилием украшений говорила о статусе, - поясняет Наталья Виноградова. - Моде мог следовать только аристократ. Одеждой он пытался отгородиться от других сословий, и все элементы лишь подчеркивали социальный статус.
Сегодня модные границы стерты. Состоятельные люди намеренно одеваются в джинсы, футболки, свитеры. И, наоборот, не самые обеспеченные граждане покупают безумно дорогие сумки, одежду только известных брендов - часто поддельную.
В XVIII же веке все было честно, только богач мог носить дорогую одежду, резюмирует куратор выставки. Стиляги того времени работали над своим образом, пожалуй, тщательнее современных модниц, икон стиля. Истинный пижон XVIII века продумывал свой образ от лорнета до походки. Это сегодня мужчина может позволить себе напялить белые носки, сандалии и брюки, заправить футболку в джинсы, а джинсы - в ботинки и считать себя неотразимым. Но два столетия назад мужская мода не терпела небрежности. Небрежность могла привести к конфузу. К примеру, парик обязывал держать голову только прямо, иначе норовил съехать. Чтобы войти в положение модника того времени, положите на голову энциклопедию и отправляйтесь на работу или вечеринку.
- Как вы думаете, какая часть мужского тела была самой привлекательной? - спрашивает Наталья Виноградова.
- Голова?
- Ноги! - торжествует Наталья и показывает белый хлопковый чулок 45-го размера. - Все движения в XVIII веке задавал танец. Чтобы задать нужный рельеф ноги, подкладывали накладные икры, - открывает секреты идеальных ног Наталья. - Белый обтягивающий чулок, черный башмак, на котором красуется пряжка с драгоценными камнями, несомненно привлекали внимание.
В XIX веке на смену праздничной феерии приходит скромность. В тренде - черное и белое. Веселенькие расцветки отныне считаются моветоном. Нет, щегольнуть ярким цветом еще можно, но так, чтобы это было незаметно. Например, ярко-зеленый жилет со скромной вышивкой можно позволить себе днем. На бал позволяется только черное и белое.
- В 1789 году происходит знаковое событие во Франции, - напоминает Наталья. - Революция сильно повлияла на моду. Кроме этого, большое влияние начинает оказывать английская мода, которая изначально более сдержанна, чем французская. Аристократия начинает чувствовать себя не так уютно, как раньше. На первый план выходит буржуазия и начинает диктовать свои условия. И прежде всего - черный цвет. Отныне мужчина должен быть сдержан и строг. Он должен быть опорой женщине. Теперь мужчине неприлично носить много украшений. Единственным элементом декора остается галстук, который следовало повязывать самому.
- Вот интересный аксессуар - подтяжки, - Наталья показывает две широкие белые ленты с замысловатой вышивкой. - В XIX веке они считались нижним бельем. Дамы сердца вышивали на них послания тайным языком цветов.
Мода английского денди наконец приходит и в Россию. Но у нас все еще крепостное право, поэтому стилягами могут быть только дворяне. Кроме того, при Николае I был очень строгий дресс-код. Император считал мундир самым важным элементом гардероба.
- Николай I в письме к Бенкендорфу писал: "Кстати, об этом бале. Вы могли бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть во фраке, когда мы все были в мундирах, и что он мог бы завести себе по крайней мере дворянский мундир; впоследствии в подобном случае пусть так и сделает", - цитирует Наталья.
Помните в "Евгении Онегине": "Надев широкий боливар,/Онегин едет на бульвар/И там гуляет на просторе..."?
- Для таких прогулок нужна была более прочная обувь. Башмаки и туфли не годились, - говорит Наталья. - И если раньше сапоги использовались только на охоте, то теперь в них было модно фланировать по бульварам.
В середине XIX века происходит реформа Александра II, за которой следует переворот в моде.
- С этого времени моде следуют широкие круги населения: мещане, купцы, -продолжает Наталья.
Готовое платье, размерная линейка, большие универмаги. Одежда моментально становится дешевой. Вот он, масс-маркет.
- Все окончательно одеваются в черный цвет, - говорит Наталья. - Увлечение спортом приводит к тому, что одежда становится удобной. Любимой одеждой мужчины становится пиджак. Истинный щеголь мог надеть пиджак одного цвета, а брюки другого. Все это благополучно заканчивается после революции. Появляться на улице в цилиндре и фраке становится опасно для жизни. И мужчины переодеваются в косоворотку, кожаную куртку и фуражку.
Как бы ни менялись эпохи и элементы гардероба, красавцы во все века соблюдали главное модное правило: образ должен быть сочетаем. В противном случае вы не в тренде.
Компетентно
"...Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук. Очевидно - увеличишь галстук, увеличится и фурор".
В. Маяковский "Я сам"
Выставка "Красавец мужчина. Русский модник"