На минувшей неделе США объявили о введении санкций против ряда иностранных компаний и физических лиц, включая восемь российских предприятий, в том числе - АО "Рособоронэкспорт". Решение принято в рамках американских законодательных актов о нераспространении оружия массового поражения. В их рамках США в одностороннем порядке накладывают ограничения взаимодействия с Ираном, КНДР и Сирией. Согласно этим законам, госдепартамент обязан периодически готовить доклады для американского конгресса о соблюдении ограничительных мер.
Американские власти, вероятно, сочли, что российские компании нарушили эти акты, за что включили их в "черные списки", хотя публично не поясняли, в чем именно состоят претензии. Очередной перечень организаций и физических лиц, которые, по мнению госдепартамента, нарушают американский санкционный режим, был подготовлен предыдущей администрацией к 17 января. Напомним, что президентские полномочия перешли от Барака Обамы к Дональду Трампу 20 января. Новая администрация не внесла никаких изменений в подготовленные решения и 21 марта передала их в конгресс, после чего они вступили в силу.
По сути речь идет об экстерриториальном применении американских законов, что неоднократно осуждали в Москве. Санкции введены сроком на два года и запрещают госструктурам США приобретать продукцию фигурантов "черного списка", а также продавать им оружие и военную технику, предоставлять любую помощь.
Ястребы берут верх?
Новые санкции США поставили очередной знак вопроса рядом с готовностью президента Дональда Трампа на практике реализовывать курс на сближение с Россией, объявленный им во время предвыборной кампании и в первые недели в Белом доме. Но еще более тревожные звонки прозвучали из Вашингтона в воскресенье и понедельник.
После победы на выборах в ноябре 2016 года хозяин Белого дома дважды разговаривал с российским лидером Владимиром Путиным по телефону. В его пресс-службе заявляли, что Трамп "рассчитывает на сильные и прочные отношения с Россией и ее народом", а сами переговоры называли "позитивными" и "важным началом для налаживания отношений, которые нуждаются в восстановлении". Среди возможных направлений сотрудничества выделялась борьба с террористической группировкой ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ). В Москве эти оценки разделяли, подчеркивая, что партнерский диалог с новой администрацией готовы выстраивать на "принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга".
Но комментарии новой американской администрации относительно состоявшихся в минувшие выходные в нескольких городах России акций протеста, несогласованных с местными властями, поставили под сомнение готовность Вашингтона руководствоваться этими принципами. Сначала в воскресенье госдепартамент США опубликовал заявление, выдержанное в классическом для американской дипломатии стиле и критиковавшее Россию за нарушение прав протестующих.
В первые недели правления новой администрации многие эксперты отмечали, что ключевые руководящие должности в госдепартаменте пустуют, а сам президент и его ближайшее окружение полностью погружены во внутренние дела и не уделяют пристального внимания внешней политике. Из-за этого заявления различных ведомств и сотрудников администрации подчас выглядели несогласованными. Например, отдельные чиновники делали жесткие заявления в адрес России, в то время как сам Дональд Трамп выражал надежду на нормализацию диалога и сигнализировал о возможности пересмотра санкционной политики против РФ.
Но никаких практических шагов по налаживанию взаимодействия против ДАИШ американская администрация так и не предприняла. Сопротивление этой идее высказывал руководитель Пентагона Джеймс Мэттис.
А в понедельник пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил, что заявление госдепартамента по акциям протеста в России "отражает позицию администрации Дональда Трампа в целом". Таким образом он фактически поставил подпись президента под критикой в адрес РФ.
Стоит отметить, что победа Трампа на выборах в США сопровождалась масштабными акциями протеста, которые иногда перерастали в столкновения демонстрантов между собой и с силами правопорядка. Производились задержания участников. В Москве не комментировали эти события, считая их внутренними делами США. Однако Вашингтон пока действует в присущей предыдущим администрациям манере.
Время идет, президент по-прежнему поглощен внутриполитической борьбой и, похоже, делегирует внешнюю политику окружению и членам своего кабинета, где немало фигур традиционного внешнеполитического истеблишмента, в том числе "ястребов" в отношении России. Под их влиянием, а также под мощным антироссийским прессингом со стороны конгресса и местной прессы, политика США в отношении России постепенно начинает складываться в хорошо знакомые и набившие оскомину формы, приглушая надежды на нормализацию отношений.
Введение санкций против российских компаний раскритиковали в МИД РФ, указав, что они подрывают приоритет борьбы с терроризмом и перспективы взаимодействия против ДАИШ.
Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
- Новая администрация Белого дома не может отказаться от санкций. Госдепартамент США своим заявлением витиевато дал понять, что не нынешние американские власти придумали санкции, и свалил всю ответственность за них на экс-президента США Барака Обаму. Однако тут четко просматривается тонкая игра. Администрация Дональда Трампа, подвергаясь критике и ударам из-за своих планов пересмотреть политику в отношении России, не хочет показывать мягкость в отношении Москвы. Кроме того госдепартамент вынужден учитывать настроение американской элиты, которая настроена крайне негативно по отношению к российской политике в Сирии. В такой ситуации власти США боятся своим демонстративным отказом от санкций подставить себя в глазах своей элиты. Нам в этой ситуации нужно понять, что санкции будут всегда в том или ином виде. Это новая реальность, которая существует не только против России, но и против многих других государств. Санкции - это способ ослабевшего Запада использовать созданную им же взаимозависимость в своих узких целях и интересах. Стратегически этот курс Запада проигрышный. Но нам с ним придется жить.
Подготовила Надежда Ермолаева