29.03.2017 13:00
Власть

Игорь Орлов: Арктика требует особого отношения в экономике и экологии

Игорь Орлов о северном знаке качества
Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Спецвыпуск: Арктика №66 (7232)
Каждые два года, начиная с 2017-го, форум "Арктика - территория диалога" будет принимать Архангельская область. Какие возможности международная площадка такого уровня откроет для развития Поморья? На вопросы "РГ" ответил губернатор региона Игорь Орлов.
Читать на сайте RG.RU

Игорь Анатольевич, о чем область заявит на форуме?

Игорь Орлов: Арктика - особая территория. Она требует особого отношения и в экономике, и в экологии, и в социальной сфере. Особого подхода требует и выстраивание отношений человека с государством. К примеру, сегодня нормы оказания медпомощи рассчитываются, исходя из количества людей без учета специфики региона. Если следовать этому правилу, уровень жизни в деревнях Арктической зоны, находящихся за сотни километров от "большой земли", будет значительно ниже, чем в средней полосе. Закрыть здесь ФАП или школу - все равно что "закрыть" деревню. Жизнь в Арктике требует особого подхода - государство всегда это понимало: так, в 1872 году поморскому мужику, который ехал осваивать Мурман, давали до 50 рублей - огромные деньги. Но эти ссуды возвращались стране тюленем, рыбой, полезными ископаемыми. Одним словом, для освоения Арктики нужен набор преференций, который приведет сюда людей, несмотря на суровые условия жизни. Бизнес сегодня как рассуждает: зачем строить завод в Архангельске, где электричество почти в два раза дороже, чем в Вологде? Действительно, какой предприниматель поедет работать в Арктику, если инфраструктурные решения будут полностью возложены на него?

Закрыть на Северефельдшерско-акушерский пункт или школу - все равно что "закрыть" всю деревню

Сегодня мы много говорим о территориальном развитии, при этом все нюансы, связанные с особыми арктическими условиями, обязаны учитывать. Этому были посвящены мои встречи с президентом России Владимиром Путиным и поручения, которые давались по итогам: они были нацелены на выравнивание экономических возможностей для бизнеса в Архангельске с более южными территориями. Будь то решения о снижении портовых тарифов или замораживании тарифов на газ, создание системы обеспечения и работы энергосбытовых компаний.

Сегодня мы последовательно решаем вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, более точечно - крупного. Все это важная составляющая экономики: предпринимателю не нужно, чтобы мы вмешивались, но он не должен оставаться один на один с трудностями - инфраструктурными, налоговыми, социальными, не должен чувствовать себя брошенным.

В Арктике внедрят современное дошкольное образование

На государственное регулирование всего, что связано с поддержкой бизнеса в Арктический зоне, должна быть настроена система законодательной и исполнительной власти. Об этом будем говорить на форуме.

Его тема - "Человек в Арктике".

Игорь Орлов: Да, форум будет не "углеводородным" - цены на сырье упали, объем иностранных инвестиций снизился.

Разговор нужно перевести на качественно новый уровень - посвятить его тому, чтобы жизнь человека в Арктике была гармонично связана с природой, чтобы люди чувствовали себя защищенными. Без этого в высоких широтах делать нечего.

Кстати, для любого помора защищать море, речку, лес - то же самое, что защищать себя. Да, у нашей страны был период, когда она была вынуждена выживать и менее внимательно относиться к реновации ресурсов. Сегодня основной природный ресурс региона - это лес, причем, в отличие от нефти и газа, он возобновляем. Мы не имеем права быть хищниками - только рачительными хозяевами: лес должен остаться нашим детям и внукам.

В прошлом году по объему лесовосстановительных работ Архангельская область заняла второе место в России, посадив лес на площади более чем 63 тысячи гектаров, в этом году запланировано восстановить 65 тысяч. Во многом благодаря тому, что в Устьянском районе открыт семеноводческий центр на девять миллионов сеянцев в год - ели, сосны, кедры выращиваются в нем по высочайшим технологиям. Теперь перед нами новые задачи - отработать технологии по автоматизации посадки, научиться выхаживать лес...

Расскажите об инвестиционных "маяках".

В России предложили создать единый ресурс проектов освоения Арктики

Игорь Орлов: Пока в Арктике два главных "маяка" - платформа "Приразломная" и Сабетта. Для того чтобы в высокие широты пришла цивилизация, нужны кадры, инфраструктура: не только трубопроводы и дороги, но и система здравоохранения, социального обеспечения, ориентированные на работу в Арктической зоне. И, конечно, нужны научные исследования высоких широт - для этого по нашей инициативе в Архангельске создан федеральный центр комплексных научных исследований Арктики РАН.

Наука нужна в первую очередь глобальным инфраструктурным проектам - освоению Павловского месторождения на Новой Земле, строительству железнодорожной магистрали Белкомур и глубоководного порта. И конечно, добыче алмазов, лесной отрасли. В 2016 году горнообогатительные предприятия Архангельской области добыли более шести миллионов карат алмазов. Благодаря инвестпроектам в лесном комплексе у нас увеличился выпуск фанеры, топливных гранул, целлюлозы, бумаги, картона. На 14 процентов в отрасли выросла заработная плата.

Крупный инвестиционный "маяк" - это реконструкция архангельского "Водоканала": в городе растет количество жителей, гостей, туристов, значит, инвестиции будут возвращаться быстрее и эффективнее.

Мы стоим также на пороге новых решений в энергетике. Например, по строительству метанолового завода. Он может стать очевидным прорывом в экономике Поморья с учетом того, что в Архангельске есть и газопровод, и порт. Метанол, который дешевле всего перевозить по морю, можно будет доставлять из Архангельской области в любую точку планеты.

Дальней перспективой кажутся сегодня ветрогенерация и приливные электростанции. Тем временем человечество постепенно уходит в "зеленую" энергетику... А где самые сильные ветра и одни из самых высоких в мире приливов? На поморском Севере, в Мезени. Проекты уже есть, переход на энергию ветра и воды - неизбежный процесс: все это тоже темы для форума.

Технология, которая сможет работать в Заполярье, сможет работать везде - это и есть знак качества

Председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин назвал арктический знак качества уникальным маркетинговым преимуществом.

Игорь Орлов: В Арктике все должно быть особого качества - от гвоздей в домах до гребных винтов на атомных ледоколах. При создании любой техники для Арктики должны учитываться параметры высоких широт: влажность, скорость изменения температуры... Представьте, к примеру, снегоход, который вышел в сторону Канина Носа и сломался в ста километрах от пункта назначения - шанс выжить у людей будет невелик.

А кто спрогнозирует, как будет вести себя в Арктике клееный брус, выпускающийся в регионе? Пища для Заполярья должна легко транспортироваться и быть максимально энергоемкой, а одежда - такой, чтобы не думать в мороз, как согреться. На огромных необжитых территориях Поморья нужно найти альтернативу и мобильной связи - ею может стать спутниковая связь, которая уже успешно испытывалась в Архангельской области.

В регионе много предложений по совершенствованию арктических технологий, поэтому мы вышли с инициативой создать в Архангельской области технопарк, призванный испытывать все, что необходимо для работы в Заполярье.

Это предложение обсуждается сегодня в Госкомиссии по вопросам развития Арктики, в Министерстве промышленности и торговли РФ, в Министерстве экономического развития РФ. Для создания экспериментальной площадки уже выделен участок рядом с Архангельском, ведем также речь о территории на Новой Земле, где природа создала идеальные условия для испытаний: климат, море... А то, что сможет работать в Заполярье, сможет работать везде - это и есть знак качества.

Говорят, что если человек хотя бы раз побывал в Арктике, он становится подобен стрелке компаса - всегда поворачивается на Север. Расскажите гостям форума, куда показывает стрелка "туристического компаса" области?

Игорь Орлов: Она будет непрерывно крутиться вокруг оси. Вначале покажет на устьянскую Малиновку, где создан современный центр горнолыжного спорта: здесь можно тренироваться даже летом, на лыжероллерах, сплавляться на байдарках. Остановится стрелка и на деревне Норинской, где создан дом-музей ссылки Иосифа Бродского, и на Каргополе с его расписными храмовыми "небесами". Ждут туристов священные рощи Кенозерского национального парка: недавно в этом былинном краю открылся не имеющий аналогов музей русского эпического слова.

Рогозин: Арктика превратится в привлекательную для жизни территорию

Артефакты и новые открытия ждут туристов в каждом селе. Не так давно, к примеру, увидел в неприметной двинской деревушке две каменных церкви. Казалось бы, откуда такая роскошь для деревянного Севера? Оказывается, местные плотники зимой уезжали на отхожий промысел в Петербург, а деньги, заработанные в домах питерской знати, жертвовали на строительство храмов - в благодарность Богу.

Накануне форума внучка академика Дмитрия Лихачева Зинаида Курбатова привезла в Архангельский краеведческий музей фотовыставку и фотоальбом "Братья и сестры": проект посвящен жителям архангельских деревень. В этот же день пришла новость, что Патриарх Кирилл благословил создание на Соловках первого в мире музея Дмитрия Лихачева.

Игорь Орлов: Да, Благословение Патриарха получено - в Соловецком музее-заповеднике будет создана постоянно действующая экспозиция, посвященная Дмитрию Лихачеву. Она разместится в помещении камеры, где отбывал срок знаменитый узник.

Стоит напомнить, что на Соловках мы договорились действовать по принципу пяти ключей. Его смысл в том, чтобы все проекты на архипелаге предварительно получали одобрение правительства России, Патриархии, региональной, районной и поселковой власти. Сегодня все ключи для открытия музея Дмитрия Сергеевича Лихачева на Соловках собраны в одну связку - будем работать над его созданием. А отправной точкой, как и для многих других проектов, станет форум "Арктика - территория диалога".

Кстати, ворот у Арктики много, но начало только одно - Архангельск. Это доказывает вся история высоких широт: именно поморы первыми начали осваивать Северный морской путь на своих кочах. Есть свидетельства, что до знаменитого пролива между двумя материками они дошли задолго до Беринга. Одним словом, курс нам понятен - строим "арктические корабли", покоряем "голубые океаны".

Внутренняя политика