29.03.2017 14:13
Экономика

Инфраструктуру Севморпути государство и бизнес будут развивать вместе

Инфраструктуру Севморпути государство и бизнес будут развивать вместе
Текст:  Татьяна Кузнецова (Кандалакша)
Российская газета - Спецвыпуск: Арктика №66 (7232)
Перспективы развития Арктики неразрывно связаны с ее транспортной доступностью, важную роль в обеспечении которой играет Северный морской путь (СМП). Это главная судоходная магистраль России в Арктике и кратчайший морской маршрут, связывающий европейскую часть России и Дальний Восток. Неслучайно интерес к развитию Севморпути сегодня проявляет и государство, и крупный бизнес, в том числе зарубежный.
Читать на сайте RG.RU

Подтверждением такого интереса является растущий с каждым годом грузопоток по Севморпути. В 2015 году их объем достиг 5,4 миллиона тонн, что на 45,4 процента больше, чем годом ранее. А в 2016-м, по данным минэкономразвития, объем подрос еще на треть и составил 7,26 миллиона тонн. По словам замминистра экономического развития Александра Цыбульского, это "рекорд за всю историю существования СМП".

Порт Архангельск станет глубоководным

Ключевая роль в транспортно-логистической системе российской Арктики принадлежит морским портам. Порты Мурманска, Архангельска и Кандалакши являются безальтернативными терминалами, обеспечивающими выход в атлантическую часть Мирового океана. Всего же в Арктическом бассейне России расположено 19 портов, грузооборот которых в прошлом году увеличился более чем на треть. При этом они пока одно из слабых звеньев Севморпути. Большинство требует серьезной модернизации, перестройки и реконструкции причальных сооружений, обновления оборудования. Поэтому без инфраструктурного развития портовой системы невозможно говорить о масштабном освоении Арктики.

По мнению ученых Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, решение государственных задач в Арктической зоне требует повышения эффективности работы морских портов. "Основная задача освоения российской Арктики сейчас создать необходимую инфраструктуру. Ее выполнение в условиях экономического спада и международных санкций требует особого внимания со стороны государства", - считает директор Арктического центра стратегических исследований Константин Зайков.

Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 года, утвержденная президентом в 2013 году, предусматривает решение этой проблемы путем развития единой Арктической транспортной системы. Причем государство намерено поддерживать строительство ледоколов, модернизацию уже имеющихся и создание новых арктических портов.

Сегодня бизнес включается в реализацию проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла

Компании, активно участвующие в освоении Арктики, также не остались в стороне от решения этих вопросов. По словам члена Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаила Жукова, сегодня бизнес включается в реализацию проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла. "Сейчас в проект заявляется ГК "Талдинская Топливно-Энергетическая Компания". Группа компаний ТАЛТЭК уже развивает Кандалакшский морской торговый порт", - подчеркнул Михаил Жуков.

Кстати, по мнению экспертов, в перспективе морские грузопотоки в Арктике могут увеличиться более чем в 10 раз. При оптимистичном сценарии развития Северного морского пути к 2020 - 2022 годам объем грузоперевозок по нему может составить 60 миллионов тонн.

Водный транспорт Мурманская область Архангельская область Правительство Северо-Запад