01.04.2017 11:20
Общество

В Петербурге отметили 100-летие ледокола "Красин"

Текст:  Ольга Штраус
Героический ледокол "Красин", который прослужил российскому флоту более 60 лет, отметил свое столетие. Ему меняли имя, топили и восстанавливали, но он верно служил нашей стране. В рамках торжеств по случаю юбилея на борту "Красина" прошел молебен, где прозвучала молитва, сочиненная Иоанном Кронштадским, а на всех судах Росморфлота в честь ледокола прозвучал "Гудок "Красину".
Читать на сайте RG.RU

Ледокол начали строить на британских верфях в 1915 году: несмотря на то, что шла Первая мировая война, Россия готовилась осваивать Арктику. Первоначально ледокол назвали "Святогор", он сошел со стапелей ровно сто лет назад и был в то время самым мощным в мире: скорость хода 15 узлов, мощность машин 10 тысяч лошадиных сил, водоизмещение 10,6 тысяч тонн.

25 октября 1917 года стрельбу по Зимнему дворцу вела не "Аврора"

31 марта 1917 года на нем был поднят Андреевский флаг.

Летом 1918 года "Святогор" принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, было решено затопить два ледокола - "Святогор" и "Микула Селянинович". Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира "Святогора" Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.

Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с Великобританией - их вели нарком внешней торговли Леонид Красин и академик Алексей Крылов. Роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена новым именем корабля.

Поход через два океана: Как воевал ледокол "Красин"

Через год "Красин" спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Сложнейшая операция продолжалась почти месяц и принесла ледоколу всемирную известность.

В годы Великой Отечественной войны "Красин" не раз принимал участие в полярных конвоях.

- "Ледокол "Красин" на сегодняшний день - единственное действующее судно, которое участвовало в Полярных конвоях, - говорит председатель региональной общественной организации "Полярный конвой Юрий Колесников. - Но "Красин" не только вез орудия и снаряды, на его счету два сбитых фашистских самолета, а также кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток.

После войны "Красин" вернулся в состав Мурманского пароходства и работал трассе Северного морского пути.

Чем закончилось восстание лейтенанта Гортынского против офицеров-черноморцев

Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации.

Планы на дальнейшую судьбу легендарного ледокола были разные: его хотели продать за рубеж или распилить и утилизировать.

Но общественники добились установления для корабля музейного статуса.

В 1992 году "Красин" стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе памятника истории государственного значения. Он пришвартован в Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта. Ежегодно на борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тысяч посетителей.

История Ежедневник Санкт-Петербург Северо-Запад