Эксперты пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудили критерии "правильных" и "вредных" игрушек. От последних, опасных для нравственного здоровья детей, включая внешне здоровую куклу Барби (но она не воспитывает хозяйственность и семейные ценности, а только интерес к шопингу и мужчинам) предлагают очистить прилавки магазинов представители Казахстана. А для этого включить в техрегламент норму об обязательной психолого-педагогической экспертизе кукол перед их продажей.
Эти предложения обсудили и в Евразийской экономической комиссии. Поправки не поддержали Россия и Белоруссия, сообщила "РГ" глава Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. Представители рабочей группы от России, в которую входят члены ассоциации, ученые, психологи, педагоги считают невозможным оценивать куклы на "психолого-педагогическую безопасность". Такого нет нигде в мире.
Нет в мире и экспертов, которые бы отбраковывали кукольный товар. И как быть с контентом? Сегодня все мировые производители кукол сопровождают свои персонажи мультиками, фильмами, наклейками, пазлами. И весь этот контент свободно здравствует на ТВ, в интернете. По данным российских психологов, 88 процентов дошколят смотрят мультики в интернете.
Резко отрицательно отозвалась об обязательной экспертизе профессор, руководитель единственного в России центра психолого-педагогической экспертизы игрушек МГППУ Елена Смирнова. Она подтвердила, что ни в мире, ни в России нет специалистов, которые бы объективно оценивали игрушки, внешность которых отклоняется от заданной.
"Абсурд, что куклы должны быть реалистичными. Больше половины кукол не подходят под эти критерии, включая фей с крылышками, неваляшек без ножек. А куда деть страшненького Буратино с длинным носом, Русалочку или Карлсона с моторчиком? Или кикимор, леших и других чудищ из русских сказок - Кощея, Бабу Ягу, Змея-Горыныча", - говорит профессор.
По ее мнению, из обихода может быть выкинут целый пласт устаревших "чудовищ", которые сопровождали в мире детства прежние поколения детей. А обязательная экспертиза внешнего образа кукол откроет путь к полному субъективизму и коррупции.
Кроме того, в России для таких экспертиз не подготовлена почва. Для того, чтобы их проводить, нужен огромный штат экспертов. А весь штат центра Смирновой состоит из 8 человек. Спусковым крючком, считает она, стали убеждения определенной части общества, что чудища, монстры и другие новые современные персонажи, портят психику ребенка. "Мы некоторые из игрушек-"чудищ", действительно не рекомендуем производителям и родителям, но только в качестве ориентиров", - говорит Смирнова. - Четких критериев, а тем более научных данных о том, что они вредят психике ребенка нет".
Отрицательные заключения на этот счет предоставили Европейский союз и Ассоциация производителей игрушек США. В них говорится, что игрушки всегда являются хорошо сбалансированной "игровой диетой", так как дают возможность детям безопасно играть в реальные жизненные ситуации, создавать различные сценарии в вымышленном мире, исследовать результаты, изучать, выражать и регулировать такие эмоции, как любовь, заботу, сопереживание, понимание и вместе с тем разочарование, страх, гнев и агрессию. А оценка педагогическим составом безопасности является беспрецедентной, не соответствует нормам ВТО. Ни один другой рынок в мире в отношении любой продукции не имеет такого требования, уточняют в письмах зарубежные коллеги.
Профессор кафедры психологии МГУ Галина Солдатова говорит, что у каждого поколения детей свои герои и антигерои, а детская субкультура сегодня формируется на другой основе - традиционные образы вытесняются цифровыми. "Взрослые не понимают новое поколение "zed", пребывают в страхе и от того готовы идти на запреты", - говорит психолог. Способы влияния нужны другие. Сегодня Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) предлагает целый комплекс таких "беззапретных" способов влияния на развитие здорового рынка игрушек.