По мнению замглавы минэнерго Кирилла Молодцова, которое он сообщил информационному агентству ТАСС, у такой позитивной динамики есть все шансы. "За последние пять лет потребление газомоторного топлива в нашей стране выросло на 145 миллионов кубометров газа - до 535 миллионов кубометров. А количество таких автомобилей в России увеличилось на 31,5 тысячи единиц и составляет сейчас около 150 тысяч штук", - привел он данные статистики.
Позитивная динамика действительно налицо - газа в качестве топлива стали потреблять больше на 37 процентов, а число автомобилей на газомоторном топливе выросло на 27 процентов.
Однако на все эти автомобили в России насчитывается только 314 АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). В 2017 году планируется построить еще 112 заправочных комплексов, а к 2020 году увеличить это число до 743 штук.
Оговоримся сразу, когда речь идет о заправке с длинной аббревиатурой, то в виду имеется заправочный комплекс, который чаще всего "заливает" в бак метан. Это топливо чуть дешевле, чем классическая пропан-бутановая смесь, но требования к технике безопасности при работе с ним строже, так как этот газ находится в баллонах под большим давлением. И оборудование для перевода машины с бензина на этот вид газа дороже.
Поэтому в основном на метане ездит общественный транспорт. Что в итоге все равно выходит дешевле, чем на бензине, так как один кубометр метана равный 1 литру бензина стоит 15-16 рублей. И даже при чуть большем, по сравнению с ездой на бензине, расходе получается существенная экономия.
Что же до пропан-бутана, то, наверное, каждый автомобилист, да и не только он, видел на некоторых несетевых АЗС большую цистерну с газом. Таких "заправок" гораздо больше метановых - эксперты оценивают их количество приблизительно в несколько тысяч штук, не более.
АГНКС - газовые заправки в основном для общественного транспорта, подтверждает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Это наиболее интересный вид топлива, технологиями занимаются во всем мире. И для России он наиболее интересен, особенно по сравнению с электромобилями, о которых сейчас не говорит только ленивый", - считает эксперт. Но, продолжает он, отечественная программа по переводу транспорта на газ из-за целого ряда причин нормально не работает.
"Причина простая и кроется в экономике. Построить АГНКС стоит 1 миллион долларов, а "отобьются вложения через "тысячу лет". И в результате получается замкнутый круг - автомобили на газу не покупают, потому что негде заправлять, а заправки не строят, так как заправлять некого", - констатирует он.
Что же до пропан-бутановой смеси, от которой, кстати, весь мир отказался в пользу метана, то ее популяризация для российских автомобилистов тоже хороший вариант для пропаганды всего газомоторного топлива в целом, уверен Моржаретто. "Переоборудовать машину на пропан-бутан довольно дешево, но, например, не помешали бы стимулирующие налоговые преференции, например, снижение или отмена для таких машин транспортного налога", - резюмирует эксперт.