06.04.2017 20:47
Кинократия

В выходные в Москве пройдет показ анимации в рамках Дней франкофонии

Текст:  Юлия Авакова
Французская школа анимации - с момента ее зарождения и до сегодняшних дней - сохранила статус одной из ведущих на мировой арене, развивая и преумножая не только собственные традиции, но и переосмысляя на свой лад наиболее яркие тенденции, отражающие развитие этого жанра в Бельгии, Швейцарии и Канаде. Немаловажно и то, что для всех вышеперечисленных стран (по крайней мере, в определенной части) характерна общность языкового и культурного пространства.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из мультфильма "Жизнь кабачка"

Анимационный раздел Дней франкофонии этого года будет представлен полнометражной франко-швейцарской пластилиновой мультипликационной копродукцией Клода Барраса "Жизнь кабачка" (Ma vie de сourgette). Пытаясь адаптировать наиболее насущные социальные проблемы современного западного общества для восприятия детской аудитории, авторы показывают сложность взаимоотношений между людьми, законы, по которым функционирует государство, а также созданная им система обеспечения и другие аспекты взрослой повседневности. Авторы вкладывают повествование в уста маленьких обитателей детского дома, которые вынуждены найти ответы на самые важные вопросы о самоидентификации, чтобы суметь закрепить за собой место под солнцем.

"Луиза зимой" (Louise en hiver) Жана-Франсуа Лагиони была создана в результате объединения усилий французских и канадских мультипликаторов. Пастельная цветовая гамма и манера исполнения этого произведения очень похожа на захватывающую и трогательную франко-датскую картину "На крыше мира" (Long Way North / Tout en haut du monde), очень тепло повествующую о дореволюционной России, но к сожалению, так и не сумевшую добраться до полноценного проката.

Именитый мэтр французской анимации рассказывает об одном дне из жизни пожилой женщины. Луиза опаздывает на последний поезд и вынуждена в одиночестве ожидать следующего в сонном приморском городке. Это обстоятельство вызывает в Луизе воспоминания о прошедшей жизни, показывает зрителям, насколько важно сохранять благодарность и память обо всем хорошем, что происходит в повседневности, которое однажды будет обречено стать безвозвратно ушедшим прошлым. И единственный след о существовании множества событий зачастую хранится в самом хрупком сосуде - человеческом сердце.

Кроме того, зрителям представится уникальная возможность ознакомиться с современной анимацией в формате короткого метра, крайне нерегулярно и отрывочно представляемой в кинопрокате - в основном в рамках сборников из работ, вошедших в шорт-лист "Оскара" в соответствующей номинации. Правда, как показывает практика, доля европейских картин в этой единственной общедоступной и регулярно демонстрируемой коллекции обычно до обидного мала.

Гвоздем программы станет редкий представитель Старой Европы, ставший номинантом на "Оскар" в этом году - "Слепая Вайша" (Blind Vaysha) Теодора Ушева о девочке, обладающей темпорально-бифокальным зрением: она может одновременно видеть прошлое и будущее разными глазами, но вот настоящее для нее находится в зоне "слепого пятна".

"Голова исчезает" (Une tête disparaît) Франка Дьона показывает на красноречивом примере смысл идиомы "потерять голову" и последствия такой трансформации, выражающейся в стирании грани между вымыслом и реальностью. Правда, для достижения подобного эффекта в условиях современного общества таких драматичных анатомических метаморфоз и не требуется.

Тревожная "Пустота" (The Empty / La chambre vide) Чжон Да И живописует остроумное жонглирование с воспоминаниями как с философским концептом, лишившимися своего овеществления и существующих лишь в субъективной реальности того, кто пережил единожды отпечатавшееся в мозгу.

"Ожившие новости" (Journal Animé) Донато Сансоне рисуют повседневность охватом в два календарных месяца 2015 года, оживающую на страницах французской новостной газеты Libération.

"Периферия" (Peripheria) Давида Кокара-Дассо рассказывает об антропогенных пустынях, созданных человеческой цивилизацией, которая декларирует, что пустоты не терпит, но в реальности демонстрирует нечто совершенно противоположное. Еще одна притча об одиночестве - тема, не случайно занимающая многих современных художников - нашла свое выражение в ленте латвийского аниматора Владимира Лещева "В ожидании Нового года" (Waiting for the New Year). "Лесной царь" (Erlking) швейцарца Жоржа Швицгебеля представляет собой очередную трактовку знаменитого произведения Иоганна Вольфганга Гёте, где видеоряд дополняет музыку Франца Шуберта и Ференца Листа.

В программе также представлен "Холодный кофе" (Café froid) Стефани Лансак и Франсуа Лероя, а также "Человек с двумя душами" (Celui qui a deux âmes) Фабриса Люанг-Вижа и загадочный Nœvus Самюэля Яля о женской пластике и материалах, которые способны ее передать, не теряя статическую форму.

В фокусе