Пока он действует только в столице Татарстана и помог городу существенно сократить число незаконных свалок ТБО и сэкономить на утилизации мусора. Буквально за полгода этой системой можно охватить все субъекты РФ. А стране она крайне необходима.
По словам гендиректора компании "РТ-Инвест" Андрея Шипелова, сейчас в России более 180 тысяч нелегальных свалок. И возникают они, разумеется, не сами собой. Отходы туда вывозят вполне конкретные машины, принадлежащие тем или иным организациям. И взять их под контроль не составляет никакого труда, да и огромных денег для этого не требуется. Готовым решением является система "Платон". А вот если изобретать велосипед заново, потребуется около шести миллиардов рублей.
- У нас в стране 12 тысяч мусоровозов, из них 80 процентов с массой выше 12 тонн. Соответственно, в силу закона они уже оборудованы бортовыми устройствами ГЛОНАСС, - поясняет Андрей Шипелов. - Пока оно выполняет одну функцию - контроль перемещения 12-тонников. Но также способно контролировать перевозку отходов.
Впрочем, одно лишь бортовое устройство недобросовестного водителя не остановит. Прибор можно заглушить или, наконец, выключить. Поэтому система включает в себя и другие виды контроля. Это рамки с видеокамерами, которые распознают, что именно за мусоровоз проехал через них (номер, владелец) и спецавтомобили, оснащенные приборами наблюдения.
Был приведен и пример из жизни, показывающий, как действует этот мониторинговый комплекс. Недавно практически в черте Казани был обнаружен нелегальный полигон ТБО. Его данные внесли в систему, и вскоре она определила нарушителя, указав его местонахождение с точностью до полутора метров.
В 2014 году, еще до разработки "Платона", в Казани уже начали внедрять собственную автоматическую систему контроля за перевозками мусора. Как вспоминает председатель комитета ЖКХ исполкома Казани Искандер Гиниятуллин, ситуация тогда была тяжелая, город страдал от "диких" свалок.
Теперь в режиме онлайн можно отследить весь процесс транспортировки ТБО от помойки во дворе до полигона. К каждому маршруту прикреплена конкретная машина. В Казани стало заметно чище, все реже увидишь переполненные контейнеры.
Что касается экономического эффекта, то Искандер Гиниятуллин привел еще один пример. В 2011 году цена утилизации ТБО в Нижнем Новгороде и в столице Татарстана была одинаковой. Теперь в Нижнем утилизация одной тонны отходов стоит 630 рублей, а в Казани - 239 рублей.
Неудивительно, что год назад эту эффективную, но все же локальную систему контроля решили объединить с другой, масштабной - "Платон". Пока процесс интеграции еще не завершен.
Вице-премьер РФ Александр Хлопонин высоко оценил пилотный проект. Он призвал к 2020 году сделать Казань первым в России безотходным городом-миллионником.
Ну а затем этот опыт необходимо распространить на всю страну. Главная проблема - в отсутствии необходимых нормативных актов. Далеко не все перевозчики горят желанием попадать под тотальный контроль. Как же их обязать? Один из вариантов - сделать подключение к системе одним из условий получения лицензии.