11.04.2017 16:22
Нижегородская область

Нижегородский промышленник рассказал о развитии предприятий региона

Текст:  Людмила Фокеева
Прирост промышленного производства в Нижегородской области в 2016 году, по данным регионального минпрома, составил 5,5 процента, что в пять раз выше среднероссийского показателя (1,1). Весомый вклад в общую статистику внес "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" (АПЗ), где объемы производства выросли сразу на треть.
Читать на сайте RG.RU

Впрочем, по мнению гендиректора АПЗ, председателя комитета по экономике и промышленности заксобрания Нижегородской области Олега Лавричева, в региональной промышленности остается немало проблем, решение которых позволило бы получить еще большие темпы роста. Основные болевые точки топ-менеджер кратко обозначил в своем выступлении на недавнем заседании коллегии регионального минпрома:

- Один из таких серьезных проблемных вопросов - ограниченные возможности господдержки на обновление производственно-технологической базы частных предприятий.

К 60-летию АПЗ подошел с рекордными производственными показателями

Государственно-частное партнерство должно рассматриваться как эффективный институт взаимодействия для повышения инновационной активности бизнеса. Однако сейчас остро стоит вопрос о невозможности расширения такого сотрудничества, так как участие в различных госпрограммах предусматривает проведение дополнительной эмиссии акций хозяйствующих субъектов и передачи их в залог государству. Далеко не каждый акционер с этим согласится, так как есть риски потери контроля над предприятием. Тем самым ограничивается доступ частных компаний по получению государственных инвестиций, по участию в федеральных целевых программах, что фактически тормозит обновление производственно-технологической базы предприятий и интенсификацию производства.

При этом в экономике существует достаточное количество инструментов, которые позволяют минимизировать государственные риски вложений в частный бизнес. Здесь есть над чем поработать, прежде всего профильным комитетам Госдумы РФ и федеральным ведомствам, -  по совершенствованию законодательства в этом направлении.

Острым вопросом, особенно для энергоемких производств, остается продолжающийся рост тарифов.

Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям на 2017 год выросли на 23 процента. При этом ставка перекрестного субсидирования выросла на 27 процентов. Принятие подобного решения является нарушением поручений президента и постановлений Правительства РФ, так как цены на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа (ГОЗ), формируются с учетом фиксированных на длительное время индексов-дефляторов, рекомендованных Минпромторгом, величина которых не соответствует реальным инфляционным процессам и росту тарифов. Предлагаю принять незамедлительные меры воздействия к нарушителям и снизить тарифы до допустимых значений. Считаю необходимым обратиться в Правительство РФ об установлении подобных индексов-дефляторов и на цены в энергетике.

По-прежнему сдерживающим фактором в техническом перевооружении предприятий является высокий размер ключевой ставки Центрального Банка РФ, который снижает доступность коммерческих кредитов.

Это в итоге приводит к понижению покупательской и инвестиционной способности предприятий, оказывает большое влияние и на стоимость лизинга, который по этой причине для многих остается недоступным. Необходимо продолжить работу с Правительством РФ по дальнейшему снижению размера ключевой ставки ЦБ.

Актуальным в видимой перспективе будет вопрос переориентирования российских предприятий ОПК на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.

Объемы по ГОЗ будут, безусловно, снижаться, и диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на выпуск "гражданки" - естественный ход событий. Однако для выпуска специализированной военной-технической продукции закупалось специфическое, нередко уникальное оборудование, и его далеко не всегда можно использовать в массовом производстве гражданской продукции. Для переориентации производства предприятиям придется прилагать дополнительные усилия и затрачивать собственные или заемные средства.

С выходом предприятий на рынок для них всегда существуют риски. Поэтому без госрегулирования в этих вопросах не обойтись, чтобы не повторилась ситуация 1990-х годов, когда ОПК стагнировал из-за дезориентации производства. В этой связи необходима совместная работа предприятий, региональных и федеральных ведомств, чтобы избежать потерь и насытить рынок отечественными товарами, а также делать реальные шаги в сторону несырьевой экспортной экспансии.

Важным является вопрос о налоговых льготах на движимое имущество предприятий.

В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Данная мера является важным механизмом мотивации предприятий к техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей.

Для увеличения доходов региональных бюджетов в 2016 году были приняты изменения в законодательстве РФ, которые ограничивают действие этой налоговой льготы. С 1 января 2018 года получение льготы возможно лишь при наличии регионального закона. Комитет по экономике и промышленности заксобрания готовится вынести этот вопрос на одобрение областного парламента. Принятие этого закона - важная составляющая инвестиционной привлекательности региона.

Кстати

В завершение заседания руководители лучших предприятий региона были награждены штандартами губернатора, благодарственными письмами правительства Нижегородской области и почетным знаком "За качество и конкурентоспособность". В числе награжденных и коллектив АПЗ. Благодарственное письмо из рук губернатора получил генеральный директор Олег Лавричев.

Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина"

Нижегородская область Приволжье