11.04.2017 15:58
Общество

"РГ" выяснила, как проходит модернизация образования в вузах

Проектное обучение помогает готовить кадры для реального производства
Текст:  Ольга Неверова
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №77 (7243)
Перед высшей школой страны поставлена важная задача - модернизация образования с учетом интересов реальной экономики. О том, как ее выполняют в Сибирском федеральном университете, "РГ" рассказал его проректор по учебной работе Максим Румянцев.
Читать на сайте RG.RU

Максим Валерьевич, задача модернизации высшей школы многоплановая. На каких ее аспектах сосредоточены основные усилия?

Максим Румянцев: В нашем университете реализуются все основные подходы к модернизации - от совершенствования научно-технической базы и повышения уровня кадров до изменения самого подхода к реализации учебных программ. И прежде всего - появление реальных заказчиков. Так как университет ориентирован на промышленный комплекс, то это крупные производственные компании. Поэтому сегодня и бакалавриат, и магистратура, и аспирантура ориентированы на конкретные задачи социально-экономического развития нашего огромного региона. Способствует этому внедрение проектного обучения. Эти задачи были перед нами поставлены с момента образования университета как лидера, который претендует войти в группу ведущих университетов страны.

Как финансируется модернизация образовательного процесса?

Как вузы могут обогащать опыт IT-компаний

Максим Румянцев: После того, как был завершен первый этап финансирования программы модернизации, встал вопрос о продолжении и результативности проектов, которые уже были к тому времени запущены. Университет принял решение делать это за собственный счет. В структуре нашего бюджета регулярно выделяется специальный бюджет на проекты развития - те точки роста, которые были обозначены в начале процесса модернизации. Но, конечно, появляются и новые задачи, идеи, которые превращаются в новые проекты.

Какие проекты университет реализует на уровне бакалавриата?

Максим Румянцев: Наиболее ярким примером являются проекты, связанные с внедрением подхода CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate). В переводе с английского это означает "Задумка - Проектирование - Реализация - Управление". Это известная мировая инициатива по развитию инженерного бакалавриата, которая позволяет формировать кадры, готовые выполнять практические задачи на производстве. Наше инженерное образование в последние десятилетия было очень консервативным, с морально устаревшей технологической базой, со стареющими преподавательскими кадрами, и это стало для нас предметом серьезной озабоченности. Отрасли, производства, ведущие компании не были удовлетворены уровнем выпускников инженерных специальностей, которые не обладали нужными качествами творческого плана, были хорошими исполнителями, но не могли рождать новые идеи. Компаниям приходилось их доучивать. И именно подход CDIO помог задать совершенно новые перспективы, перезагрузить это направление. Мы будем готовить новых инженеров, которые смогут предлагать новые идеи, объединять людей в команды, создавать новые инженерные продукты и знания.

Обязательными элементами обучения являются выполнение реального проекта, длительная стажировка за рубежом, специальные курсы технологического предпринимательства

Как потребовалось изменить учебные планы для реализации этого проекта?

Максим Румянцев: Первоначально этот проект стартовал на четырех образовательных программах. Он потребовал не просто переформатировать учебный план, но и само мировоззрение преподавателей, которые работают по этим программам. Причем не только тех, кто ведет профильные дисциплины, но и тех, кто читает общеобразовательные курсы.

Конечно, потребовалась и модернизация технологической базы. Были созданы мастерские для студентов, в которых они смогли бы создавать конкретные индивидуальные и коллективные проекты. Еще одна особенность - у этих выпускников есть обязательный заказчик, который потом берет их к себе на работу, а в процессе учебы дает им реальную подпитку в виде проектных идей. Пока этот проект еще в стадии эксперимента, эти студенты учатся на третьем курсе, и конечный результат будет ясен только в следующем году. Но мы уже видим, что процесс обучения принципиально отличается от традиционного, и результат может быть многообещающим.

Что нового появилось в образовательном процессе в магистратуре?

Негосударственным вузам окажут методическую помощь

Максим Румянцев: На этом уровне образования одним из ярких проектов является магистратура, в которой подготовка ведется в интересах ведущих мировых компаний. Цель - подготовка специалиста, который мог бы быть успешным не только на российском, но и на глобальном рынке образования. Поэтому обязательными элементами обучения в этом случае являются выполнение реального проекта, длительная стажировка за рубежом, специальные курсы технологического предпринимательства, которые позволяют студенту освоить весь жизненный цикл продукта производства, который прежде мы никогда не учитывали. Прежде инженеров готовили лишь к определенной фазе жизни любого продукта, а что с ним происходит дальше, они не знали. Сегодня получение знаний предполагает, что специалист должен быть знаком с цельным жизненным циклом продукции, где производство - это только его часть. Есть еще его эксплуатация, утилизация, то есть завершение его жизненного цикла, а есть и то, что предшествует самому производству, - замысел, проектирование и реализация. Прежде рядовой инженер в этих фазах не участвовал. Но сегодня он должен мыслить шире и думать обо всем жизненном цикле того, над чем работает. Безусловно, и этот новый подход был связан с изменением идейных установок и компетенций преподавателей, которые в обязательном порядке проходят повышение квалификации. Но одних преподавателей для успеха недостаточно. Очень важна позиция работодателя, выступающего в качестве партнера и эксперта, позиция коллег из высокотехнологичных компаний и ведущих зарубежных и российских университетов.

Удается ли выстроить взаимоотношения университета и ведущих производственных компаний Сибири?

Максим Румянцев: Сегодня не мы ищем заказчика, работодатели к нам сами пришли и сказали: вы нам нужны, дайте нам своих выпускников. Мы готовы в них вкладываться, трудоустраивать, создавать для них условия. Раньше такого никогда не было. У нас сегодня много партнеров, очень крупных компаний, появляется все больше и больше корпоративных программ, которые они заказывают, хотя переговоры не всегда бывают простыми. Но у нашего университета есть уже и определенный авторитет.

Какие изменения произошли за последнее время в аспирантуре?

Максим Румянцев: Аспирантура у нас - очень стабильный рынок. Контрольные цифры практически не меняются годами. Система аттестации достаточно формализована. В отличие от западной, которая предполагает гибкий подход, у нас она все еще задается сверху. Поэтому у нас родилась идея запустить проект собственных ученых степеней. Мы изучили опыт ведущих вузов - таких, как Санкт-Петербургский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге. Мы долго обсуждали эту идею и остановились на том формате, который принят в европейских и американских вузах. По их примеру у нас конкретную работу теперь оценивает конкретная экспертная группа ведущих ученых, которые связаны с этой проблематикой. Их семь человек, из них двое - представители зарубежных вузов. Работа предварительно публикуется на сайте на английском языке и в течение нескольких месяцев находится там. Автор работы должен свободно владеть английским языком, а также иметь несколько публикаций в ведущих изданиях, которые входят в базу цитирования Scopus или Web of Science. Таких претендентов оказалось в университете немного. Но мы тестируем этот проект уже два года, и у нас уже состоялось пять защит. Кроме того, впервые в 2016 году университет принял на обучение по программам PhD аспирантов, запущена программа двойных дипломов со шведским Королевским технологическим институтом. Теперь коллеги из других университетов интересуются, как им перенять наш опыт. Это еще один из удачных проектов, которые можно масштабировать.

А как защищаются те аспиранты, которые не претендуют на подобный формат?

Российские вузы смогут учить школьников

Максим Румянцев: Есть, конечно, и традиционные защиты. Но и тут налицо изменения: мы внедрили систему дифференцированных аттестаций. Для них аспирант должен не только сдавать сессии, но и публиковать научные исследования, оформлять результаты занятий наукой в виде квалификационной работы, которая, по идее, должна стать его кандидатской диссертацией. Есть отчетность, которая необходима, она разная - в зависимости от года обучения. Конечно, аспирантура всегда ассоциировалась с академической свободой, с персонализацией обучения, но на сегодняшний день она является уровнем высшего образования с четко определенной структурой и образовательной компонентой, есть аккредитационные показатели, которые нужно выполнять и т.д. По сути, мы применили к ней те же подходы, что и к другим образовательным уровням. И считаем, что это правильный путь.

Сколько всего новых проектов развития образования сегодня реализуется в университете?

Максим Румянцев: Сегодня одиннадцать проектов поддерживаются отдельно, но есть еще много проектов, которые встроены в текущую деятельность наших институтов, кафедр, отделений. Их число, несомненно, будет расти с каждым годом. Проектное обучение должно стать основной формой подготовки выпускников университета.

А в целом программа модернизации образовательного процесса в нашем университете ориентирована на повышение качества и экономической эффективности образования. Это является необходимым условием подготовки высококвалифицированных кадров для экономики регионов Сибири, а также продвижения университета в российских и международных рейтингах.

Образование Красноярский край Восточная Сибирь