Также новая магистраль разгрузит федеральную трассу Джубга - Сочи, где очень интенсивный трафик, за счет перераспределения транспортных потоков из районов восточнее Краснодара. Летние пробки на этой магистрали давно уже стали притчей во языцех - каждый год отпускники по многу часов под палящим солнцем двигаются по ней черепашьим шагом, так как дорога попросту не в состоянии пропустить такой поток машин.
- На рассмотрение в Росавтодор поступили два возможных варианта будущей трассы: Кисловодск - Адлер и Черкесск - Адлер. Проекты должны обеспечить комфортные подъездные пути к горному и прибрежному кластерам Сочи со стороны курортов Северного Кавказа, - заявил руководитель агентства Роман Старовойт.
По словам губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, предварительное проектирование такой трассы было сделано еще в 1960-х годах, но идею в жизнь так и не воплотили. Однако модернизация Сочи и горнолыжных курортов Домбай и Архыз привела к росту туристического потока в эти регионы, поэтому возникла необходимость улучшить транспортное сообщение между ними.
- Реализация проекта повысит востребованность морских, бальнеологических и горнолыжных курортов Северного Кавказа и Кубани, - подчеркнул Владимиров.
Министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Игорь Васильев рассказал, что протяженность трассы Кисловодск - Адлер составляет 334 километра, при этом на 68 процентов дорога пройдет по территории Карачаево-Черкесии. Построить придется 103 километра трассы, а 159 километров - реконструировать. В проекте также предусмотрено создание двух тоннелей длиной 7,6 и 5,1 километра.
- Вся дорога будет второй технической категории, что подразумевает организацию четырехполосного движения: по две полосы в каждую сторону, - отметил Васильев.
Ставропольский вариант новой дороги пройдет по существующей трассе из Кисловодска в Карачаевск, затем в станицы Зеленчукскую, Преградную и село Псемен. Оттуда планируется построить новый участок к перевалу Дамхурц и далее - к горнолыжному курорту "Роза Хутор". Последние километры предлагается проложить сквозь горную гряду через два тоннеля.
В министерстве проанализировали автомобильный поток, который сейчас движется через Псемен, и выяснили, что большинство машин едет в сторону Архыза из Ростовской области, Краснодарского края и Адыгеи. Интенсивность движения на федеральных трассах М-4 "Дон" и М-27 (Джубга - граница с Грузией), по которым сейчас отправляется большинство желающих попасть на черноморское побережье, составляет около 60 тысяч автомобилей в сутки. Примерно 40 процентов трафика приходится на транспорт с регистрационными номерами Ставропольского края и республик Северного Кавказа.
- Сегодня дорога из Кисловодска в Адлер составляет 770 километров. Новая трасса уменьшит это расстояние до 334 километров. Так как в горной местности она пройдет через тоннели, это позволит позволит сократить время в пути и исключить серпантины. По подсчетам, экономия при перевозке одного человека составит в среднем 1,5 тысячи рублей, - добавил Васильев.
Что касается варианта дороги Черкесск - Адлер, то в этом случае магистраль протяженностью около 273 километров должна пройти через несколько населенных пунктов Карачаево-Черкесии и Краснодарского края: Черкесск - станица Зеленчукская - село Псемен - поселок Красная Поляна - Адлер.
По словам заместителя председателя правительства КЧР Сергея Смородина, в состав новой трассы предполагается включить участки федеральных дорог А-155 и А-156, а также 14-километровый участок Архыз - Лунная Поляна - гора Дукка и его продолжение длиной 22 километра в направлении населенного пункта Пхия.
Отметим, что этот путь является самым коротким и одновременно самым дорогостоящим и технически сложным. Такая трасса предусматривает строительство двух тоннелей общей протяженностью 12 километров в сложных гидрологических и сейсмических условиях.
При этом республиканские власти рассматривали шесть вариантов магистрали и остановились на этом.
- Такое понятие, как "дорога жизни", существует не только в военное время. Строительство крупных автомагистралей производит значительный экономический эффект, потому что любая придорожная инфраструктура дает стимул развитию малого и среднего бизнеса. Ну и, конечно же, мы сможем решить проблему транспортной тупиковости республики, - заявил глава КЧР Рашид Темрезов.
Будет ли новая трасса платной, пока никто утверждать не берется. Проект может стать концессией с финансированием из федерального, ставропольского и карачаево-черкесского бюджетов, а также средств инвестора, которого определят на конкурсной основе. Либо в рамках 44-го федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проект реализуют исключительно на средства из казны РФ.
В первом случае дорога, скорее всего, станет платной, а стоимость одного километра пути определят в Правительстве России. Если в строительстве задействуют только бюджетные средства, то проезд сделают бесплатным.
Кстати
О трассе, которая бы напрямую соединила северокавказские горнолыжные и черноморские курорты, мечтало не одно поколение граждан Советского Союза и России. Сначала был разработан проект автомобильной дороги Черкесск - Адлер на перегоне станица Преградная - поселок Красная Поляна. Его в 1961 году представило управление дорог "Ростов - Баку".
Затем в 2003-м появилось девять вариантов дороги через Главный Кавказский хребет. Один из них предполагал строительство трассы протяженностью 280 километров через перевал Загедан, озеро Кардывач и поселок Красная Поляна. Тогда стоимость проекта оценивалась в 20 миллиардов рублей. Однако это предложение было заморожено в 2006 году в связи с тем, что Росприроднадзор выявил в государственной экологической экспертизе ряд нарушений и противоречий федеральному законодательству: из девяти вариантов трассы семь в той или иной степени затрагивали территорию Кавказского заповедника и Сочинского национального парка.