На Урале начали строить "жидкие" сельские дороги

Небольшое село Серебрянка, расположенное в лесах, в 79 километрах от Нижнего Тагила, стало в нынешнем году символом строительства дорог в отдаленные уральские поселки.

На приведение в порядок сельской грунтовки власти Свердловской области готовы выложить из бюджета и внебюджетных фондов более 250 миллионов рублей. И технику на трассу выгнали еще зимой, чтобы сгребала с обочин снег и не давала талым водам размыть дорожное полотно.

Понятно, что бурная деятельность вокруг сельской дороги разгорелась неспроста. На декабрьской пресс-конференции президента РФ было рассказано о бедах жителей села Серебрянки, которое из-за плохого состояния дороги в период распутицы бывает отрезано от большого мира. Буквально 1 января Владимир Путин подписал распоряжение, в котором обязал региональные власти до 1 июня "привести дорогу в эксплуатационное состояние" и обеспечить безопасное и бесперебойное транспортное сообщение с поселком в любое время года.

Так, в экстренном режиме, разрешились многолетние сомнения региональных властей: стоит ли вкладывать серьезные инвестиции в дорогу, которая соединяет с трассой старинную Серебрянку и еще три поселка, где в общей сложности проживает около тысячи человек.

В перечне сельских дорог Среднего Урала, требующих серьезного ремонта или нового строительства, значится около 50 объектов. Реальную протяженность грунтовых трасс на Урале оценить сложно, ясно одно - это тысячи и тысячи километров, а темпы прокладки асфальта в деревни достаточно скромные. Всего в 2016 году в Свердловской области в эксплуатацию было введено 15 километров региональных автомобильных дорог. На эти цели по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года" из федерального бюджета региону была выделена субсидия в 72,4 миллиона рублей. В итоге в районах появилось пять новых автодорог с твердым покрытием до шести сельских территорий. В порядок привели небольшие участки протяженностью в километр-два.

А вот масштабное дорожное строительство в сельских районах, как показывает печальная практика, происходит только после громких скандалов. Серебрянка тому не единственный пример. В 2012 году началось строительство дороги в поселок Сагра, расположенный в 40 километрах от Екатеринбурга. Помогло прогремевшее на всю страну ЧП, когда ночью в село на "разборки" с местными жителями приехали бандиты. По плохой дороге полиция добиралась почти час, и селянам пришлось отбиваться от незваных гостей топорами и охотничьими ружьями. После этого новую дорогу протяженностью десять километров построили за два года, потратив 450 миллионов рублей.

А в село Бородинка, расположенное в лесах на севере области, власти начали спешно прокладывать дорогу после того, как на страницах "РГ" появился фоторепортаж об экстремальных поездках местных жителей за хлебом на дрезинах по узкоколейке. Уральской экзотикой заинтересовались даже зарубежные СМИ. Со строительством восьмикилометровой асфальтированной трассы стоимостью 126 миллионов рублей региональные власти уложились в рекордные два года.

Сельские проекты особо затратны, утверждают специалисты. Во-первых, потому что обычно начинаются с нуля: геодезические исследования, пректирование, земельные работы и так далее. Во-вторых, серьезные вложения в инфраструктуру могут не окупаться годами, и их экономическая целесообразность вызывает большие вопросы, в отличие от социальной значимости.

Как раз экономическими доводами хотели убедить жителей Серебрянки власти, когда не спешили решать их проблемы. В письме из областного министерства транспорта и связи общественникам, отстаивающим дорогу, сообщалось: "Ориентировочная стоимость разработки проектной документации дороги составляет 54 миллиона рублей, стоимость строительно-монтажных работ - 1,46 миллиарда рублей (в ценах первого квартала 2015 года)".

- В такую сумму обходится ремонт всех областных дорог за год. А по этой трассе, по данным ГИБДД, в среднем в месяц проезжает 300 автомобилей, - позже пояснил журналистам министр транспорта и связи региона Василий Старков.

Но после всероссийского внимания к дорожным страданиям деревенских жителей такие доводы в расчет не берутся. Необходимо рассматривать вопрос с другой стороны: не решать проблему любыми средствами, а искать менее затратные и эффективные технологии строительства сельских трасс, уверены ученые. Например, речь идет о методике укрепления грунта.

- Подобные технологии активно применяются во всем мире, - говорит заведующий кафедрой дорожного строительства Уральского лесотехнического университета Сергей Булдаков. - Специальные машины пропитывают землю определенными присадками, и скрепленный грунт создает твердое дорожное основание. Эти технологии уже применяются на Урале, но нечасто. Продвигать инновации мешает обычный человеческий фактор: к чему заказчику и исполнителю заморачиваться, искать что-то новое, когда можно делать все старыми, испытанными методами.

Кстати

Депутаты Курганской области выступили против строительства асфальтированных сельских дорог. В 2017 году в шести районах региона планировалось проложить 26,2 километра новых трасс, вложив 531 миллион бюджетных рублей. В облдуме считают нецелесообразным тратить такую сумму на асфальт к неперспективной деревне, эффективнее строить между селами грунтощебеночные дороги. Экономность народных избранников сельчане не поддерживают. Депутаты создали рабочую группу, которая проанализирует программу и порекомендует, где укладывать асфальт, а где обойтись щебнем.