О предыстории "северных десантов", о том, в чем заключалась их особая ценность и о начале прошедшего марш-броска, сайт "РГ" уже рассказывал. Теперь можно подводить итоги.
Арктика абсолютно не похожа ни на что иное на планете Земля. Ледяная пустыня, простирающаяся вдоль берега Ледовитого океана, прикрывает собой богатейшую в мире кладовую природных ресурсов. Россия практически заново осваивает свои северные широты. Мы возвращаемся туда всерьез и уже навсегда. Не секрет, что огромные территории потребуют качественной вооруженной защиты. Ведь уже сейчас раздаются голоса, чтобы сделать Арктику некоей "зоной общемировой ответственности" (читай - собственностью транснациональных корпораций). Так что создание арктических войск более чем своевременно.
Кто, как, с каким вооружением и техническим оснащением будет отстаивать наши интересы в Арктике - вопросы отнюдь не простые. Ответы на них сейчас активно ищут. Причем не только в министерстве обороны, но и офицеры запаса. Именно благодаря им, бывшим десантникам, объединившимся вокруг Александра Петермана, живущего и работающего в Нижневартовске, спецназовцы смогли провести "Северный десант - 2017", аналогов которому в истории Вооруженных сил нашей страны еще не было.
В этом году впервые с шестью ветеранами в путь отправились шесть действующих офицеров сил специального назначения. Был и 13-й воин - музыкант, звезда русского рэпа Роман Чумаков по прозвищу Рома Жиган, отправившийся в поход в качестве "друга коллектива" и видеооператора. Удивительно, но Рома оказался не "бандитом", а самым настоящим героем современности, выдержавшим все тяготы и лишения сложнейшего военно-прикладного арктического перехода.
Большое внимание этому "десанту" было уделено не только в Генштабе, но и в Военно-промышленной комиссии. Встречать вернувшихся из похода экстремалов - гражданских и военных - в Нижневартовск прилетал член коллегии ВПК Олег Мартьянов.
Вот что он рассказал "Российской газете" о том, зачем проводилась эта сложнейшая и отнюдь небезопасная научно-исследовательская экспедиция и каковы ее результаты:
- В принципе, ясно, что обеспечить сплошную военную защиту арктической зоны невозможно. Даже пограничники сейчас больше полагаются на технические средства, чем на патрулирование границы. И если возникает некая угроза - террористическая или более серьезная, связанная с военными акциями наших недругов, то отразить ее в первую очередь должны небольшие, но высокомобильные силы спецподразделений. А затем, если потребуется, могут подтянуться и более серьезные армейские силы.
Как известно, наш спецназ должен уметь действовать в любой точке земного шара. И он это умеет. В снаряжении есть, в том числе, техника и вооружение, которые предусмотрены для работы в Арктике. Но мы еще ни разу не использовали ее в реальных условиях сильнейших морозов и ветров.
Так что "Северный десант - 2017" стал серьезным испытанием и для военных и для промышленности. Скажем лишь о первых впечатлениях, которыми поделились офицеры-спецназовцы.
Они прилетели в Нижневартовск со своими штатными снегоходами. Но сразу выяснилось, что без дополнительной доработки отправляться на них в долгий путь бессмысленно. Пришлось укреплять некоторые элементы, ставить дополнительную защиту от ветра, делать теплые кофры для аккумуляторов и средств связи. Отдельная тема - сани. Их тоже пришлось делать заново, причем только из особых пород древесины. Зато на них свободно перевозилось до тонны груза.
Был опробован арктический вариант экипировки, создаваемой для спецподразделений в рамках проекта "Ратник". В целом она себя оправдала, но были выявлены и недостатки. Так что "Ратник" для Севера будет значительно доработан.
Радиосвязь в северных широтах неустойчива по объективным причинам. Однако если еще в прошлом году работу наших радиостанций в Арктике мы оценивали на двойку с плюсом, то сейчас она отработала на твердую четверку. Проблема связи будет закрыта в ближайшее время с введением в строй беспилотников-ретрансляторов и атмосферных спутников, которые сейчас разрабатываются Фондом перспективных исследований.
Очень серьезная проблема, которую также предстоит решить, связана с оказанием медицинской помощи. Содержимое классических армейских медицинских пакетов может помочь и в лесу, и в степи, и в горах, но быть абсолютно бесполезным в Арктике. И эту задачу мы решаем. Причем здесь очень важно заранее создавать своего рода сетевую структуру неотложной медицинской помощи, в которую будут включены все, кто работает в условиях Крайнего Севера - пограничники, военные, подразделения МЧС, нефтяники, газовщики, горнодобывающие предприятия, кочевья и стационарные поселки, даже полярные научные станции.
Кстати, полученные результаты важны и для гражданских людей. Ведь тем, кто работает в условиях низких температур, тоже нужна удобная и теплая одежда, современные средства передвижения, надежные средства связи.
Проверялось в прошедшем походе и оружие. В целом нареканий не было. Хорошо себя показали автоматы "Калашников" и пистолеты "Макаров". Интересно, что самым надежным оказывается оружие, сделанное еще в советские времена. Надежность, в частности, объясняется тем, что старое оружие делалось с большими зазорами - что было заданным условием их высокой технологичности и простотой сборки-разборки в полевых условиях. Современное высокоточное стрелковое оружие, которое отличают очень малые допуски и плотность пригонки всех деталей, может элементарно замерзнуть и заклинить от одной капли воды, попавшей внутрь. Достаточно чихнуть на затвор, и проблемы обеспечены.
Некоторые "специалисты" уверены, что на Севере в качестве тягловой силы наши бойцы могут использовать оленей. Провели эксперимент. Запрягли трех оленей в упряжку с санями, двумя бойцами и тонной груза. Через километр не слишком быстрого бега один их оленей просто свалился в снег и дальше идти не мог.
А на снегоходах спецназовцы проходили в сутки по сто с лишним километров. На завершающем этапе за один переход преодолели 640 километров.
Самое яркое впечатление, которым поделись спецназовцы, это бескрайность наших просторов. Они в этой жизни достаточно много видели. Бывали и даже воевали на Юге, на Востоке, на Западе. Но побывав в Арктике, они физически ощутили глубину нашей бесконечности. Когда никого вокруг на сотни километров нет - кроме зайцев и медведей. Кстати, с белыми медведями встречались очень близко, но расходились дружно.
Сейчас и военные и Военно-промышленная комиссия приступают к обработке и анализу тех результатов, которые были получены в результате экспедиции "Северный десант - 2017". Не сомневаемся, подобные экспедиции в еще более расширенном составе будут продолжены.
И хотелось бы сказать доброе слово в адрес ветерана-десантника Александра Петермана. Исследовательские работы, которые проводила его группа с 2010 года, позволили нам сократить собственную научно-исследовательскую работу, минимум, на шесть лет и сэкономить немалые государственные средства.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"