В частности, теперь руководители строительных фирм и индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно организуют выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, обязаны иметь высшее образование плюс стаж работы по специальности не менее пяти лет.
- Понятно, что крупные предприятия приспособятся к любым нормативам. Но в России подавляющее большинство строительных организаций - небольшие, и в них, как правило, учредитель является и директором. В стране допуски к строительным работам выданы 128 тысячам предприятий, и руководители минимум восьмидесяти тысяч из них не имеют профильного высшего образования, - отмечает директор ассоциации "Выбор строителей Новосибирска" Владимир Кочкин. - Понятно, что у предпринимателя непосредственное руководство, например, укладкой кирпичей - далеко не единственная задача, их целый комплекс, и говорить об узком профильном образовании здесь сложно. К тому же эта норма выглядит странно на фоне того, что вводится требование о наличии в организации минимум двух инженеров-строителей со стажем свыше десяти лет. В этом случае функции будут попросту дублироваться. Новые требования коснутся большого числа подрядчиков, которые сейчас им не соответствуют. Это может привести к тому, что многие станут искать выход из ситуации, покупая дипломы профильных вузов или ставя на руководящие должности номинальных директоров - так или иначе, закон провоцирует на нарушения. А те, кто не захочет прибегать к подобным уловкам, будут вынуждены прекратить деятельность.
- У меня есть профильное образование и восемнадцатилетний стаж работы в сфере строительства, так что как руководитель подрядной организации я только выигрываю от этих нововведений. Но как специалист понимаю, что они могут привести к колоссальным негативным последствиям для отрасли. Кроме того, есть еще один парадоксальный момент - согласно поправкам, новые требования не коснутся компаний с государственным участием. Возникает вопрос: чем человек, работающий в госкорпорации, "лучше" частного предпринимателя? По логике закона, поправки нужны для того, чтобы обеспечить первоклассное качество работ, но получается, что для государственных компаний это необязательно. Очевидно, что изменения требуют корректировки, - уверен Владимир Кочкин.
Кроме того, поправки внесены и в федеральный закон 214-ФЗ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", часть из них вступила в силу с начала этого года. Новая редакция закона предусматривает девять требований к застройщикам, которые станут обязательными с 1 июля. В частности, уставной капитал строительных компаний теперь будет зависеть от объемов возводимого жилья и другой недвижимости. Для того чтобы привести бизнес в соответствие новым нормам, остается не так много времени.
- Согласно поправкам в федеральный закон 214-ФЗ, в России появился государственный компенсационный фонд, в который строители должны отчислять один процент от стоимости возводимого жилья. Он создан на базе Агентства ипотечного жилищного кредитования, но пока в полной мере еще не работает, - добавляет президент "Некоммерческого партнерства строителей Сибирского региона" Александр Савельев. - По оценкам специалистов, размер фонда составит 35-40 миллиардов рублей. Несложно посчитать, что если проблемы с обманутыми дольщиками существуют в 66 регионах страны, то каждому может достаться примерно 600 миллионов рублей - конечно, в случае пропорционального деления, которого, как правило, не происходит. Как бы то ни было, это ничтожные деньги: например, у дольщиков микрорайона Закаменский в Новосибирске общий размер ущерба составляет около миллиарда рублей, а в всего в городе почти полсотни проблемных домов.
При этом, отмечает Александр Савельев, не отменен закон об обязательном страховании гражданской ответственности застройщиков, который был принят в 2014 году. Деньги, которые строители в течение трех лет вносили на счета двадцати отобранных по конкурсу страховых компаний, там и останутся, а новый фонд будет финансироваться с нуля. С учетом всех этих требований едва ли стоит рассчитывать на развитие конкуренции: многие компании уйдут с рынка, а вот для появления новых появятся дополнительные административные барьеры. По словам Савельева, в прошлом году в России были признаны банкротами 3 183, а 2017-й в этом плане может вообще стать рекордным.
В то же время для дольщиков требования, наоборот, смягчаются, что может привести к эскалации так называемого потребительского экстремизма. По словам Александра Савельева, в Новосибирске давно появились юристы, зарабатывающие на приемке квартир от застройщика. Жесткие требования привели к тому, что инвесторы буквально разоряют строительные компании судебными исками, которые влекут за собой компенсации в сотни тысяч рублей. По мнению экспертов, пока закон будет оставаться столь жестким по отношению лишь к одной стороне деловой сделки, строительный бизнес, подорванный непростой экономической ситуацией, будет угасать и дальше.