16.04.2017 10:55
Власть

В ПАК ФА испытали электронного пилота

Текст:  Антон Валагин
Компания "Сухой" начала испытания бортового компьютера на истребителе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Принципиально новая вычислительная система берет на себя большую часть функций по управлению самолетом.
Читать на сайте RG.RU

- Новейшая платформа приходит на смену спроектированной еще в 2004 году вычислительной системе на базе БЦВМ "Багет". Работы по созданию "Интегрированной модульной авионики боевых комплексов" (ИМА БК) велись в течение последних четырех лет, - рассказал главный конструктор компании "Сухой" Дмитрия Грибов.

В НАТО испугались российского убийцы авианосцев - ракеты "Циркон"

Как спинной мозг человека избавляет человека от необходимости координировать движения, так ИМА БК берет на себя контроль за большинством систем истребителя. Компьютер выполняет функции электронного пилота, штурмана и бортинженера, управляет радаром, системой навигации и связи. Машина в реальном времени распознает наиболее опасные цели, подбирает оружие для их поражения, строит оптимальный маршрут и перестраивает систему при отказах.

При этом компьютер ПАК ФА вдвое меньше своего предшественника, бортовой вычислительной машины "Багет", не умевшей быть не пилотом, ни штурманом. Все могущество российских технологий заключено в металлический ящик размером с обувную коробку. Многоядерная машина создана из отечественных элементов, установлено на ней российское программное обеспечение.

- Объем ПО уже превысил четыре миллиона строк кода, а еще предстоит внедрить ряд сложных функциональных режимов управления летательным аппаратом, - заметил Грибов. - Новая система действительно является инновационной и не имеющей аналогов в мире. Мы впервые пошли не по пути воспроизводства уже реализованных другими разработчиками решений, а заложили перспективную архитектуру, которую и далее будем развивать в сторону "сетевого борта”, последовательно модернизируя бортовые системы и комплексы. Многоядерность дает нам почти неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования, экономя при этом на весе, энергопотреблении и стоимости аппаратуры.

Обмен данными между компьютером и периферийными устройствами проходит по волоконно-оптической сети со скоростью восемь гигабит в секунду. Сетевая структура повышает надежность компьютера - при сбое одного из вычислителей автоматически подключается другой блок.

- Производительность БЦВМ увеличилась более чем в десять раз, отказобезопасность выросла  более чем в четыре раза, - рассказали в ОАК.

Истребитель пятого поколения Су-57
Армия Вооружение России