Цифровая экономика, напоминает первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко, это новое явление, связанное с проникновением информационных технологий в производство, бизнес-процессы, маркетинг. По оценке Всемирного банка, развитие цифровой экономики будет способствовать появлению новых секторов, компаний и рабочих мест, а также исчезновению профессий, связанных с низкоквалифицированным трудом. До 1 июня по поручению президента Владимира Путина должна быть разработана стратегическая программа "Цифровая экономика", учитывающая все правовые, технические, организационные и финансовые аспекты перевода отраслей в цифру.
Что это означает на практике? "То, что потребуются разработчики новых информационных продуктов во всех отраслях, и прежде всего в медицине, маркетинге, энергетике, ЖКХ", - считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. А также очень узкоспециализированные кадры. Например, специалист по цифровым системам управления энергообъектов, специалист по обеспечению кибербезопасности предприятий энергетики, а также системный инженер интеллектуальных энергосетей. По словам эксперта Аналитического центра Александра Малахова, уже сейчас развитие IT-технологий приводит к трансформации существующих производственных процессов и взаимодействию продавца с покупателем. "Появились такие ключевые тренды, как Интернет вещей, облачные вычисления, дополненная реальность, носимые гаджеты. Сильно трансформировались медиаиндустрия, розничные продажи, услуги населению. Да, на эти отрасли цифровизация уже повлияла, но результат еще предстоит оценить", - считает эксперт. Но этот вызов времени нужно уметь принять уже сегодня. Все операции даже на бытовом уровне все глубже будут уходить в Интернет. Даже трудовые книжки могут в скором будущем уйти в прошлое. По мнению представителей минэкономразвития, цифровая экономика ведет нас к тому, что большинство трудовых отношений станет дистанционным, будет другая трудовая мобильность, люди станут заниматься несколькими видами работ.
По мнению экспертов, перспективной технологией может стать блокчейн - специальная цепочка транзакций, предотвращающая воровство данных в Сети. Уже сейчас на блокчейн предлагается перевести базу данных Росреестра, реестра актов гражданского состояния, регистрации компаний и других государственных реестров. А вот Институт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с экспертами Столыпинского клуба больше года активно продвигают идею легализации криптовалюты в России. Результат вылился в новость последних дней: минфин заявил о том, что в 2018 году могут быть сняты запреты на операции с цифровой валютой. Эксперты говорят, что криптовалюты необходимо приравнять к иностранной валюте, разрешить банкам открывать счета в основных криптовалютах, обменивать их на рубли.
Начнут все больше проникать цифровые технологии и в ЖКХ. "Все технологии уже есть, они не являются огромной инновацией и не стоят космических денег, - считает Александр Малахов. - Сейчас необходимо сделать следующий важнейший шаг - научиться ими управлять и получать от этого пользу. Тем более что успешные проекты существуют, и они экономически эффективны".
А вот что касается зеленого сектора экономики и его влияния на отечественный рынок труда, то , по мнению Владислава Онищенко, в ближайшей перспективе оно будет незначительным. "Может произойти лишь небольшое изменение отраслевой и профессиональной структур занятости", - отмечает он. - Для России в "зеленом" секторе наиболее перспективными являются такие отрасли, как сельское и лесное хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, утилизация и переработка отходов". "Зеленая" экономика подразумевает и фактор ограничения потребностей человека, - добавляет Сергей Смирнов. - Ну, например, переход на экологически чистые продукты, натуральные материалы в строительстве, биотопливо. Не уверен, что все это реализуемо в нашей стране в ближайшее десятилетие".
Примерно с такой же долей скепсиса относится Смирнов и к перспективам "серебряной" экономики. Он напоминает, что еще в прошлом году российское правительство утвердило стратегию действий в интересах граждан старших поколений. Государство собирается стимулировать занятость и дополнительное образование пожилых людей, повышать их финансовую грамотность, обеспечивать их доступ к цифровым продуктам. По данным Росстата, пенсию по старости получают более 35 миллионов человек. Но доля пожилых людей увеличивается и уже к 2022 году их будет свыше 40 миллионов. Их-то государство и обещает приспосабливать к новым условиям развития экономики. "Однако в ближайшей перспективе я не вижу, чтобы все это начало активно реализовываться, нам бы молодежь сначала переучить", - отмечает Смирнов.