- Ко мне часто поступают от предпринимателей жалобы на действия надзорных ведомств: они составляют 19 процентов от общего числа обращений, - делится цифрами Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области. - Не все бывают обоснованны, но каждая достойна внимания. Например, на одно промышленное предприятие одновременно пришли проверяющие из пяти-семи разных инстанций. Формально нарушений не было - все проверки плановые, согласованы с прокуратурой. Но фактически производственный процесс оказался на грани срыва.
Подобные обращения требуют системного решения, поскольку вскрывают несовершенство законодательства. Этот и аналогичные случаи говорят о необходимости урегулировать количество одномоментно проходящих проверок.
Однако, несмотря на обилие проблем, предприниматели не пытаются обсуждать их с надзорными ведомствами. На прошлой неделе во второй раз состоялись дни открытых дверей во всех территориальных отделах Роспотребнадзора на Среднем Урале. Планировалась очень серьезная работа по разъяснению требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Результат нулевой: в некоторых городах за консультацией вообще никто не обратился, в некоторых - по одному человеку.
- Накануне пришел предприниматель узнать, какие документы ему стоит подготовить для проверки, которая назначена на август. А в сам день открытых дверей обратился лишь один бизнесмен: он предположил, что на него в контрольный орган могла поступить жалоба, и пришел уточнить порядок проведения инспекции, - рассказала Татьяна Воложанина, замначальника отдела Роспотребнадзора в Каменске-Уральском - городе с довольно высокой бизнес-активностью.
Причин пассивности предпринимателей может быть несколько, считает Елена Артюх. Во-первых, скорее всего, информация об открытых встречах, несмотря на повсеместное анонсирование, не дошла до бизнес-сообщества. Во-вторых, не привыкли его представители обращаться за помощью, если не уверены, что услышат утвердительный ответ.
- До недавних пор взаимодействие контрольных органов и предпринимателей складывалось по принципу "один убегает, второй догоняет". Сейчас вектор изменился: принята федеральная дорожная карта, которая основывается на профилактических, методических подходах. То есть если предприятие не рискоориентированное, то и не стоит его постоянно проверять. Если нарушение несерьезное, то не нужно сразу выписывать штраф - правильнее разъяснить ошибки и предупредить об ответственности в будущем, - говорит Елена Артюх. - Дни открытых дверей для предпринимателей обязательно нужно продолжать проводить, чтобы демонстрировать свою открытость. И тогда постепенно мы приучим бизнес к новому формату отношений с государством.