Карине Агасиевна, в "Белой книге" зафиксировано 60 препятствий, существующих на внутренних рынках Союза, - это много или мало?
Карине Минасян: В "Белой книге", над которой Комиссия работала совместно со странами и бизнес-сообществом ЕАЭС, действительно содержится 60 препятствий, но это скорее отправная точка, а не количественный показатель нашей работы. Задача ЕЭК - обеспечить функционирование внутреннего рынка без барьеров и с минимальным количеством ограничений и изъятий.
Работа по формированию реестра препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС началась в ЕЭК еще в 2015 году.
На начало 2016 года в нем было около 460 препятствий.
В настоящее время их число сократилось до 185. Но это общий реестр, часть препятствий в котором подлежат дальнейшему обсуждению с государствами-членами. При этом в "Белую книгу" включены признаваемые всеми государствами-членами препятствия, которых 60. Наибольшее их количество выявлено в таких сферах, как техническое регулирование, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, а также энергетика и инфраструктура.
Много или мало это - 60 препятствий? Мы не оцениваем препятствия с точки зрения количества, а стараемся вести планомерную работу по их устранению. Немаловажными в этой работе являются информационная открытость и прозрачность деятельности ЕЭК и государств-членов, а также преимущества единого рынка без барьеров, изъятий и ограничений, которые могут реально оценить и бизнес-сообщества, и граждане стран Союза.
В "Белой книге" говорится о конкретных препятствиях, например, в России в сфере госзакупок зафиксированы ограничения доступа поставщиков программного обеспечения других государств-членов. А в Беларуси, в свою очередь, есть барьеры в налоговой сфере, которые касаются ставки НДС на реализацию ряда товаров, произведенных в республике. Кому мешают эти препятствия?
Карине Минасян: Наличие препятствий приводит к невозможности реализовать один из базовых принципов интеграции, заложенных в Договоре о ЕАЭС, а именно о свободном движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях стран Союза. Снятие Россией упомянутых ограничений в сфере госзакупок способствовало бы расширению рынка сбыта для белорусской продукции, повышению уровня конкуренции в России и увеличению товарооборота между двумя странами. Что касается барьеров в области обложения НДС в Беларуси, то здесь все просто. Российские предприятия, поставляющие ряд товаров, произведенных у себя, например пшеницу, облагаются по ставке НДС 20%. В то же время белорусская пшеница облагается по ставке 10%. Упомянутые вами препятствия включены в "Белую книгу", государства-члены согласны, что оба этих вопроса являются барьерами.
Какие-то вопросы уже удалось решить?
Карине Минасян: В качестве примера могу привести барьер, связанный с обязательным медицинским страхованием, которое не было доступно в России для трудящихся из стран ЕАЭС, хотя согласно Договору о Союзе такой доступ должен быть. Россия уведомила ЕЭК о решении этого вопроса: с 1 января этого года медицинские полисы ОМС могут получить все трудящиеся из государств-членов договора. Еще один пример: предприниматели России и Армении теперь могут возить древесину и необработанные лесоматериалы автомобильным транспортом через международный автомобильный пункт пропуска Верхний Ларс. Соответствующее решение было принято Правительством РФ 28 декабря 2016 года по результатам договоренности, достигнутой с Арменией на площадке ЕЭК. Стороны согласились, что решение вопроса имеет особую важность для их торговых отношений, учитывая, что в настоящее время пункт Верхний Ларс (Республика Северная Осетия - Алания) является единственным автотранспортным коридором, ведущим с таможенной территории ЕАЭС в Армению. Пока ограничение снято на 1 год.
Беларусь сообщила о намерении устранить барьер, о котором уже упоминалось. Планируется отмена ставки НДС в размере 10% на реализацию продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства. Мы ожидаем, что это произойдет уже в этом году. Таким образом, условия налогообложения в Беларуси в этой сфере станут равными для всех резидентов.
Ожидается, что к 1 июля 2017 года будет полностью устранено ограничение, касающееся отсутствия единых правил и норм обеспечения карантина растений в ЕАЭС, так как оно приводит к трудностям при торговле товарами, в частности овощами и фруктами. Коллегия ЕЭК уже одобрила соответствующие проекты.
У многих наших читателей возникает вопрос, насколько обязательными являются решения и рекомендации Комиссии для государств-участниц?
Карине Минасян: Комиссии отведена роль регулирующего органа ЕАЭС. Ее задача - обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также выработка предложений по дальнейшей интеграции его стран-участниц. Решения Комиссии имеют нормативно-правовой характер и являются обязательными для государств-членов.
И где можно найти "Белую книгу"?
Карине Минасян: Она размещена в открытом доступе на нашем информационном ресурсе, а также на официальном сайте ЕЭК на странице Департамента функционирования внутренних рынков.