Это единственный российский проект, который включен в Параллельную программу нынешней биеннале в Венеции. И первый международный проект музея в новом направлении работы "Пушкинский ХХI", который продолжит уже сложившуюся традицию диалога классического и современного искусства в музейном пространстве.
Кроме образов путешествий одна из центральных идей проекта - расширение привычного для человека угла зрения от 120 градусов к круговому видению птицы... "Конечно, эта идея связана с прозрениями Михаила Матюшина, одного из самых интересных художников русского авангарда, чьи идеи оказали огромное влияние не только на его учеников, например, Бориса и Марию Эндеров, Владимира Стерлигова, но и ленинградских художников 1960-х годов, - говорит Ольга Шишко. - Благодаря ему тема как звучащего пространства, так и тактильных ощущений становится важной для искусства ХХ века. Мы очень хотели показать работы Михаила Матюшина, но, к сожалению, в выставочных залах нет климат-контроля и вопрос был снят. А дальше мы выбирали художников, для которых эта идея путешествия - внешнего и внутреннего - близка".
Как, например, Семену Александровскому, театральному режиссеру, чей проект "Другой музей", показанный в усадьбе Голицына на "Прогулке с трубадуром", запомнился соединением, точнее, столкновением двух музейных реальностей - звучащей и видимой. Бродя по опустевшему этажу "Дома впечатлений", можно было, надев наушники, услышать разговоры, шелест ног, тихие реплики, записанные, например, в Лувре или Стеделейк Музее. В Венеции же он соединит пространство венецианского палаццо XV-XVI веков с звуковой атмосферой ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Если говорить о палаццо Соранцо Ван Аксель, два этажа которого займет выставка "Человек как птица...", то кураторы проекта говорят, что это строгое, необыкновенной красоты четырехэтажное здание XV-XVI веков с двумя внутренними двориками. С террас на четвертом этаже видна Венеция - с высоты птичьего полета. Реставрационные работы заканчиваются 20 апреля, и те же архитекторы с рабочей группой начинают монтировать нашу выставку.
Если Александровский "накладывает" друг на друга разные пространства, то Ирина Затуловская - сюжеты разновременные на потертый венецианский бархат, шелк, парчу. "Самая длинная работа - два с чем-то метра - называется "Возвращение домой". Там перемешано все: ветхозаветные сцены начиная с Адама и Евы, потом жертвоприношение Авраама, изгнание из рая, - рассказывает художница. - Эти сюжеты накладываются, смешиваются с современными образами, будь то "маленькое черное платье" или мой автопортрет на сковородке... Основная идея - смешение разных времен".
Кроме российских авторов (помимо уже упоминавшихся, это также Леонид Тишков, группа "Провмыза", Татьяна Ахметгалиева, Софья Гаврилова, Юрий Календарев), в проекте участвуют семь известных зарубежных художников. В частности, Марникс де Нийс (Нидерланды), Давид Клербо (Бельгия), Мартин Хонерт (Германия), Фабрицио Плесси (Италия), Мариано Сардон (Аргентина), Масаки Фуджихата (Япония).
Художник Леонид Тишков о проекте "Частная Луна", который участвует в проекте "Человек как птица...":
Так получается, что проект "Частная Луна" бесконечен, как путь. Потому его и позвали в проект "Человек как птица. Образы путешествий". Он начинался в 2003-м, а последнее путешествие было в этом году. Я только что с ним вернулся из Японии. До этого я путешествовал с "Луной" по Словакии, еще раньше - Румынии. Мы с ней проехали по Карпатам две тысячи километров вместе с местными экологическими организациями.
Это был социально значимый проект - мы помещали "Луну" в места, затронутые экологической катастрофой. А по итогам путешествия сделали выставку в замечательном этнографическом Музее крестьянина в Бухаресте, где были фотографии, видео с записью нашего путешествия "Луны", рисунки и рассказ о том, что происходит в этих местах: транснациональные компании уничтожают буковые леса, золото добывают открытым способом, просто заливая кислоту в почву... Это не где-то на краю света - в центре Европы. Иначе говоря, "Луна" высвечивала не только красоту мира, но и несчастья его.