Оперное манто из панбархата, отделанное крашеным мехом лисы. Прогулочный костюм тальер из плюша с отделкой бранденбурами из шелковой тесьмы, а к нему еще муфта из котика. Костюм из шелкового муслина с отделкой кружевом и репсовой лентой. А рядом равные им платья, костюмы, шляпки шерстяные и из органзы, атласа, шифона из коллекций миллионерш, княгинь и парижских Домов моды Жана Пату и Поля Пуаре начала прошлого века, столетней давности.
Музей Москвы революционную тему раскрывает с точки зрения обычного человека. С точки зрения женщины, думавшей о красоте и моде и до революции, и после.
В залах выставки - платья, шляпки, украшения, мебель, плакаты, книги и флакончики духов из собрания Музея Москвы и десятки уникальных платьев, рубашек и косынок из личной коллекции историка моды Александра Васильева.
Вот, скажем, серая грубая блузка с черными пуговками с такой же серой юбкой и яркая красная косынка (в зале этот костюм на манекене) - такую блузку, уверяет Васильев, не купить ни на каком аукционе и ни за какие деньги. Он же нашел этот костюм рабфаковки в обычной московской семье, и именно его, серый и неприметный, считает жемчужиной своей коллекции.
В одежде того десятилетия происходили революции не менее крутые, чем в социальном строе: бурные общественные течения требовали от женщины движения, быстрых реакций, активной жизненной позиции, несовместимой с широкополыми шляпами, горностаями и атласными юбками до пят, струящимися и ниспадающими перед нашими глазами на подиуме выставки, посвященном Серебряному веку и модерну.
Первая мировая привела к полному отказу от корсетов и украшений, укоротила юбки и ввела моду на цвет хаки. В постреволюционные годы одежда изменилась под влиянием стиля ар-деко: популярными стали короткие свободные платья с заниженной талией.
Женщины 20-х учились, занимались спортом, активно работали, служили в милиции и в армии. Им было не до изящных аксессуаров и дорогих тканей - в тесном, забитом городском трамвае было гораздо удобней не в шляпе, а в косынке. И не с шитой бисером сумочкой на ремешке, как у вот этой дамы, словно вышедшей из парижского такси в своей синей накидке, а с таким желтым портфелем под мышкой.
Время узнаешь на этой выставке не менее точно, чем в хронике: кругленькая дамская шляпка безошибочно указывает на НЭП, а выцветшая панама со звездой - на конец гражданской. "Мода и революция" открывает нам человека эпохи, о которой мы в этом году столько спорим.